The Art Newspaper Russia
Поиск

Музеи городов встретились на Санкт-Петербургском культурном форуме

Круглый стол «Музеи города и город: территория вопросов» прошел в Петропавловской крепости

Стратегии развития городских музеев обсудили в Петропавловской крепости

Стратегии развития городских музеев обсудили в Петропавловской крепости

Принимающей стороной стал расположенный здесь Музей истории Санкт-Петербурга, а гостями — руководители музеев, культурных проектов и институций из Москвы и Владивостока. Поскольку 1 декабря исполнилось 120 лет Музею Москвы, представляющая его директор Алина Сапрыкина начала круглый стол с краткого рассказа о направлениях деятельности институции. Промелькнувшие на экране во время презентации фото лучше всяких слов убеждали: это энергично развивающаяся площадка, центр притяжения горожан и место различных «активностей».

На его фоне отчетливо видно, что петербургский собрат московского музейного объединения ориентирован исключительно на музеефикацию богатого культурного слоя (впрочем, в последние годы происходящую спорадически). Об этом процессе рассказывала научный сотрудник и куратор совместных проектов Государственного музея истории Санкт-Петербурга с зоопарком и Императорским фарфоровым заводом Валерия Деянова. Артефакты, поступившие в музейную коллекцию, такие как старые эмалированные таблички с описанием животных, висевшие на вольерах в зоопарке, пополнят богатейшие фонды ГМИ СПб, хотя при грамотном включении экспонатов в художественный оборот они вполне способны занять место где-то между Козьмой Прутковым и концептуалистами. Именно на таких неожиданных сопоставлениях предметов материальной культуры организована, например, выставка «Азбука музея», проходящая сейчас в Музее Москвы. Но в Петербурге крупный городской музей с семью площадками отличает интровертность: он противится «выходу в город» и непосредственной связи с потребителем культурного продукта — зрителем, исключением из этого печального правила может считаться разве что Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина).

Разница в подходах стала еще заметнее после рассказа Виктора Шалая — директора Приморского государственного объединенного музея им. В.К.Арсеньева во Владивостоке (этот музей вошел в лонг-лист номинантов Премии The Art Newspaper Russia за 2016 год). Культурная среда в Приморском крае сильно отличается от происходящего в двух столицах: музеев мало, и имеющимся приходится отвечать запросам различных зрительских групп. Одной части населения музей нужен таким, каким они помнят его с детства, а есть люди, которые хотят другого, — и все они должны получить желаемое. По словам Шалая, во Владивостоке музей борется за местное наследие, тем самым провоцируя создание новых музеев и музейных направлений. «Есть целые страницы, которые выпали из городской памяти, и задача музея — возвращать их, в том числе в городскую среду в виде памятников и памятных знаков, табличек, навигации. А в каком жанре это будет происходить — contemporary art или нет, — не так важно».

О современном искусстве говорили почти все участники круглого стола. Были упомянуты петербургские фестивали «Современное искусство в традиционном музее» и «Арт проспект». Эксперт и куратор музейных проектов Юлия Мацкевич сформулировала: «Современное искусство, делая шаг к потребностям современного городского сообщества, актуализирует наследие музея и его коллекцию». Координатор трудкоммуны «Вспомнить все» Наталья Тарнавская рассказала об опыте реставрации вывесок 1920–1930-х годов на московских домах, а в речи директора Культурного центра «ЗИЛ» Елены Мельвиль самым частым словом было «будущее».

Все музейные специалисты на встрече пытались определить влияние своей работы на «мифологию города», которая не формируется искусственно, но создается самими жителями. Именно музеи обеспечивают коммуникацию и должны создавать условия для диалога, напомнила Алина Сапрыкина. Заметный вклад в обсуждение проблемы, оказавшейся сложной и многосторонней, внес модератор — известный журналист Даниэль Лурье.

Просмотры: 2433
Популярные материалы
1
Каких средств и усилий стоит продлить выставку
Музеи России планируют скоро открыться после карантина, и многие с теми же выставками, с которыми закрылись. Кураторы рассказали нам о проблемах продления проектов, человеческом факторе и вопросах финансов.
02 июня 2020
2
Трудное детство
В День защиты детей вспомним, что не всё с детьми просто — и в жизни, и в живописи. Дети не только ангелы, но и драчуны, лгуны и проказники.
01 июня 2020
3
Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля.
03 июня 2020
4
Христо умер, не увидев своей последней работы
Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам».
01 июня 2020
5
Лувр — Абу-Даби заговорил нечеловеческим голосом, но по-русски
Российский диджей Нина Кравиц озвучила робота-экскурсовода в новом проекте Лувра — Абу-Даби «Мы не одиноки». Научно-фантастический видеофильм о будущем с участием мировых знаменитостей можно увидеть на сайте музея.
01 июня 2020
6
Полотно Айвазовского стало самым дорогим лотом, проданным Sotheby’s онлайн
Аукционный дом Sotheby’s провел онлайн-торги русским искусством, лидером которых стало полотно Ивана Айвазовского «Неаполитанский залив», приобретенное за £2,3 млн.
04 июня 2020
7
Павлу Никонову — 90!
Третьяковка 27 сентября откроет выставку «Никоновы. Три художника». По случаю юбилея Павла Никонова мы поговорили с его учениками и узнали о любимой фразе мастера и о том, что значит «подложить под себя динамит».
03 июня 2020
8
Директор Галереи Уффици предложил передать религиозное искусство из музеев в церкви
Поскольку множество итальянских церквей находится в ведении государственного Фонда религиозных зданий, юридическое оформление такой передачи будет простым: работы просто переведут из одного государственного ведомства в другое.
04 июня 2020
9
«Подсолнухи» ван Гога из-за карантина не вернутся в Лондон почти год
Лондонцам придется ждать возвращения 60 шедевров Национальной галереи еще дольше, чем планировалось.
02 июня 2020
10
Французские музеи поделились планами поэтапного открытия в июне и июле
Лувр собирается открыться 6 июля с соблюдением норм социального дистанцирования и с доступом к ограниченному выставочному пространству.
03 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru