18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музеи городов встретились на Санкт-Петербургском культурном форуме

Круглый стол «Музеи города и город: территория вопросов» прошел в Петропавловской крепости

Принимающей стороной стал расположенный здесь Музей истории Санкт-Петербурга, а гостями — руководители музеев, культурных проектов и институций из Москвы и Владивостока. Поскольку 1 декабря исполнилось 120 лет Музею Москвы, представляющая его директор Алина Сапрыкина начала круглый стол с краткого рассказа о направлениях деятельности институции. Промелькнувшие на экране во время презентации фото лучше всяких слов убеждали: это энергично развивающаяся площадка, центр притяжения горожан и место различных «активностей».

На его фоне отчетливо видно, что петербургский собрат московского музейного объединения ориентирован исключительно на музеефикацию богатого культурного слоя (впрочем, в последние годы происходящую спорадически). Об этом процессе рассказывала научный сотрудник и куратор совместных проектов Государственного музея истории Санкт-Петербурга с зоопарком и Императорским фарфоровым заводом Валерия Деянова. Артефакты, поступившие в музейную коллекцию, такие как старые эмалированные таблички с описанием животных, висевшие на вольерах в зоопарке, пополнят богатейшие фонды ГМИ СПб, хотя при грамотном включении экспонатов в художественный оборот они вполне способны занять место где-то между Козьмой Прутковым и концептуалистами. Именно на таких неожиданных сопоставлениях предметов материальной культуры организована, например, выставка «Азбука музея», проходящая сейчас в Музее Москвы. Но в Петербурге крупный городской музей с семью площадками отличает интровертность: он противится «выходу в город» и непосредственной связи с потребителем культурного продукта — зрителем, исключением из этого печального правила может считаться разве что Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина).

Разница в подходах стала еще заметнее после рассказа Виктора Шалая — директора Приморского государственного объединенного музея им. В.К.Арсеньева во Владивостоке (этот музей вошел в лонг-лист номинантов Премии The Art Newspaper Russia за 2016 год). Культурная среда в Приморском крае сильно отличается от происходящего в двух столицах: музеев мало, и имеющимся приходится отвечать запросам различных зрительских групп. Одной части населения музей нужен таким, каким они помнят его с детства, а есть люди, которые хотят другого, — и все они должны получить желаемое. По словам Шалая, во Владивостоке музей борется за местное наследие, тем самым провоцируя создание новых музеев и музейных направлений. «Есть целые страницы, которые выпали из городской памяти, и задача музея — возвращать их, в том числе в городскую среду в виде памятников и памятных знаков, табличек, навигации. А в каком жанре это будет происходить — contemporary art или нет, — не так важно».

О современном искусстве говорили почти все участники круглого стола. Были упомянуты петербургские фестивали «Современное искусство в традиционном музее» и «Арт проспект». Эксперт и куратор музейных проектов Юлия Мацкевич сформулировала: «Современное искусство, делая шаг к потребностям современного городского сообщества, актуализирует наследие музея и его коллекцию». Координатор трудкоммуны «Вспомнить все» Наталья Тарнавская рассказала об опыте реставрации вывесок 1920–1930-х годов на московских домах, а в речи директора Культурного центра «ЗИЛ» Елены Мельвиль самым частым словом было «будущее».

Все музейные специалисты на встрече пытались определить влияние своей работы на «мифологию города», которая не формируется искусственно, но создается самими жителями. Именно музеи обеспечивают коммуникацию и должны создавать условия для диалога, напомнила Алина Сапрыкина. Заметный вклад в обсуждение проблемы, оказавшейся сложной и многосторонней, внес модератор — известный журналист Даниэль Лурье.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+