The Art Newspaper Russia
Поиск

Эпоха складывается из мгновений

Альбом Якова Халипа, выпущенный к его ретроспективе в Центре фотографии имени братьев Люмьер, посвящен важнейшим моментам истории страны в ХХ веке

После возвращения папанинцев с Северного полюса (Яков Халип фиксировал их экспедицию в жанре эпического повествования) в Кремле устроили прием. Сталин был в хорошем настроении, приглашал дам танцевать. Пригласил и жену Халипа. Сын его вспоминает: «После тура вальса отец подошел к Сталину и представился: „Я фотокорреспондент и только что пропустил такой замечательный снимок“. Сталин спросил: „А ты хорошо снимать умеешь?“

На что отец ответил, что, наверное, неплохо, если его послали в такую ответственную командировку. Сталин приказал, чтобы принесли камеру. Утром в „Известиях“ на первой полосе была фотография Халипа с кремлевского приема».

Свой первый известный кадр Яков Халип (1808–1980) сделал 16-летним школьником на Красной площади в день похорон Ленина. Снимок разместили в школьной стенгазете. Одного из лучших учеников Александра Родченко, Халипа неслучайно называют «учеником авангарда» — очень уж на него повлияли конструктивистские ракурсы. Впрочем, корни «эстетического подхода к действительности» у фотографа еще более ранние: сын суфлера Мариинского театра и оперной певицы Императорских театров, Халип был сформирован эпохой Серебряного века.

Начинал он в кино. В 1927 году стал фотографом легендарного фильма Бориса Барнета «Москва в Октябре». Позже занимался рекламными съемками для Интуриста, создавая визуальный, фотографический аналог пропагандистской витрины СССР. Именно в эти годы складываются его репутация и популярность, в конечном счете приведшие фотографа и на Северный полюс. Арктический эпос стал одним из важнейших циклов в творчестве Халипа, таким же как позже его военные корреспонденции (во время Второй мировой войны он работал в газете «Красная звезда»).

В Центре фотографии имени братьев Люмьер над халиповской ретроспективой работали больше десяти лет, после того как в 2003-м стал доступен его архив. К большой монографической выставке, куда вошли самые важные снимки Халипа, сгруппированные по циклам («Фотограф в кино», «Опыт фотоавангарда», «Арктический эпос», «Военный фотокорреспондент», «Послевоенный репортаж»), выпустили большой изящный альбом «Поколение. Наследник авангарда Яков Халип» (издательство Paulsen), а еще отдельную брошюру, прицельно отданную северной экспедиции. Фотографии Халипа, выстроенные здесь в последовательный рассказ, перемежаются картами и уникальными артефактами.

Каталог выставки выглядит более традиционно и основательно. Черно-белые в основном фотографии — цветные снимки появляются ближе к финалу — опубликованы вместе со сканами книг и журналов, для которых они создавались. Наталья Григорьева-Литвинская, главный куратор Центра имени братьев Люмьер, считает этот издательский комплект «очередной победой всей российской фотографии в целом». В своем вступительном слове она уточняет замысел: «Мы попытались сделать книгу не только о мастерстве выдающегося художника, но и о самых важных моментах истории нашей страны, которые Халип тщательно фиксировал».

Материалы по теме
Просмотры: 1752
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
8
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
9
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
10
Розанова — сомнительная и несомненная
Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru