18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главный фестиваль перформанса в Нью-Йорке раздвинул свои исторические границы

В июне 1923 года в парижском театре Michel не было свободных мест: публика пришла на пьесу дадаиста Тристана Тцара Газовое сердце. Хотя ее премьера состоялась двумя годами раньше, на этот раз она шла в новой сценографии художницы Сони Делоне. Зрители, однако, не оценили новаторство постановки, где шел «диалог» между глазами, губами, носом, ухом, шеей и бровями. Почему-то постановка не устроила и сюрреалиста Андре Бретона. Он взобрался на сцену, где вступил в перепалку с актерами и начал громить декорации. Только вмешательство полиции пресекло перерастание скандала в полномасштабный разгром.

Розли Голдберг, основатель и куратор нью-йоркской биеннале перформанса Performa, вряд ли бы приветствовала такой поворот событий на своем мероприятии, однако она не против отсчитывать историю перформанса от дадаистов, и даже дальше углубиться во времени. «Performa возникла потому, что я часто сталкивалась с людьми, которые говорили о перформансе как о новом бренде, о чем-то, что возникло вот прямо сейчас. А на самом деле у него долгая история», — говорит Голдберг. Уже в эпоху Возрождения, уверяет Голдберг, художники устраивали театрализованные действа. Так, в 1490 году Леонардо да Винчи устроил представление при дворе миланского герцога Лодовико Сфорца, переодев актеров в костюмы, изображавшие планеты. Спустя полвека художник Полидоро да Караваджо организовал уличное шествие в Мессине в честь императора Карла V. А когда в 1794 году Максимилиан Робеспьер предложил новую религию вместо христианства, это отметили пышным празднеством на Марсовом поле в Париже, организованным художником Жаком Луи Давидом. «Отправной точкой Performa в этот раз было мое желание познакомить публику с отдельными периодами истории искусства, рассказать людям об определенных моментах в ней, когда перформанс был ее важной составляющей, — говорит Голдберг. — На этот раз мы выбрали сюрреализм».

В ходе подготовки перформансов, организаторы биеннале снабжали приглашенных художников электронными книжками с историей движения, а те вольны были ее интерпретировать в той или иной форме в своих работах. Всего в биеннале участвует 90 художников с более чем 100 перформансами. Задействовали 40 площадок, привлекли к сотрудничеству 50 институций-партнеров, среди которых Музей современного искусства (МоМА) и Музей Соломона Гуггенхайма. Представлен и новый проект Performa — Павильоны без стен, воссоздающий национальные павильоны Венецианской биеннале и таким образом географически связывающий Нью-Йорк и Венецию. В этот раз это польский и норвежский павильоны. Функционировал и уже знакомый посетителям центр (Performa Hub) с бесплатными мастер-классами, семинарами по истории перформанса и его влиянии на современное искусство. «Здесь вы можете задать любой интересующий вас вопрос», — объясняет куратор биеннале.

Представленные перформансы отражают широкий круг дисциплин и медиа. Немец Флориан Хеккер, работающий в жанре саунд-арта, представил работу, основанную на текстах иранского философа Резы Негарестани. Александр Сингх показал пьесу Человеческое, вдохновленную комедиями Аристофана. Уильям Поуп Л. организовал 25-часовой марафон чтения антологии Джона Кейджа Тишина: чтение и письмо с участием 80 добровольцев.

Тем временем музей Studio в Гарлеме помимо серии перформансов под названием Три дуэта, семь вариаций на своей главной площадке разместил выставку Радикальное присутствие. Черный перформанс в современном искусстве. Она исследует афроамериканское искусство с 1960-х до наших дней. Выставка приехала из Музея современного искусства в Хьюстоне и разделена на две части. Первая проходит в Grey Art Gallery университета Нью-Йорка (до 7 декабря), вторая — в музее Studio. Валери Кассель Оливер, куратор, говорит: «Каждое следующее десятилетие поднимает новые темы, будь то формальная природа перформанса или же политические, гендерные проблемы. Но мы здесь лишь скользим по поверхности. Предстоит еще очень много работы». Спустя 90 лет со времени экспериментов Тристана Тцара у нынешнего поколения появился шанс дальше расширить границы перформанса. То, что Оливер говорит про афроамериканский перформанс, можно отнести к жанру в целом: «Это самый край края на границе края».

Музей Studio
Радикальное присутствие

Нью-Йорк
До 9 марта 2014 года

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+