18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главный фестиваль перформанса в Нью-Йорке раздвинул свои исторические границы

В июне 1923 года в парижском театре Michel не было свободных мест: публика пришла на пьесу дадаиста Тристана Тцара Газовое сердце. Хотя ее премьера состоялась двумя годами раньше, на этот раз она шла в новой сценографии художницы Сони Делоне. Зрители, однако, не оценили новаторство постановки, где шел «диалог» между глазами, губами, носом, ухом, шеей и бровями. Почему-то постановка не устроила и сюрреалиста Андре Бретона. Он взобрался на сцену, где вступил в перепалку с актерами и начал громить декорации. Только вмешательство полиции пресекло перерастание скандала в полномасштабный разгром.

Розли Голдберг, основатель и куратор нью-йоркской биеннале перформанса Performa, вряд ли бы приветствовала такой поворот событий на своем мероприятии, однако она не против отсчитывать историю перформанса от дадаистов, и даже дальше углубиться во времени. «Performa возникла потому, что я часто сталкивалась с людьми, которые говорили о перформансе как о новом бренде, о чем-то, что возникло вот прямо сейчас. А на самом деле у него долгая история», — говорит Голдберг. Уже в эпоху Возрождения, уверяет Голдберг, художники устраивали театрализованные действа. Так, в 1490 году Леонардо да Винчи устроил представление при дворе миланского герцога Лодовико Сфорца, переодев актеров в костюмы, изображавшие планеты. Спустя полвека художник Полидоро да Караваджо организовал уличное шествие в Мессине в честь императора Карла V. А когда в 1794 году Максимилиан Робеспьер предложил новую религию вместо христианства, это отметили пышным празднеством на Марсовом поле в Париже, организованным художником Жаком Луи Давидом. «Отправной точкой Performa в этот раз было мое желание познакомить публику с отдельными периодами истории искусства, рассказать людям об определенных моментах в ней, когда перформанс был ее важной составляющей, — говорит Голдберг. — На этот раз мы выбрали сюрреализм».

В ходе подготовки перформансов, организаторы биеннале снабжали приглашенных художников электронными книжками с историей движения, а те вольны были ее интерпретировать в той или иной форме в своих работах. Всего в биеннале участвует 90 художников с более чем 100 перформансами. Задействовали 40 площадок, привлекли к сотрудничеству 50 институций-партнеров, среди которых Музей современного искусства (МоМА) и Музей Соломона Гуггенхайма. Представлен и новый проект Performa — Павильоны без стен, воссоздающий национальные павильоны Венецианской биеннале и таким образом географически связывающий Нью-Йорк и Венецию. В этот раз это польский и норвежский павильоны. Функционировал и уже знакомый посетителям центр (Performa Hub) с бесплатными мастер-классами, семинарами по истории перформанса и его влиянии на современное искусство. «Здесь вы можете задать любой интересующий вас вопрос», — объясняет куратор биеннале.

Представленные перформансы отражают широкий круг дисциплин и медиа. Немец Флориан Хеккер, работающий в жанре саунд-арта, представил работу, основанную на текстах иранского философа Резы Негарестани. Александр Сингх показал пьесу Человеческое, вдохновленную комедиями Аристофана. Уильям Поуп Л. организовал 25-часовой марафон чтения антологии Джона Кейджа Тишина: чтение и письмо с участием 80 добровольцев.

Тем временем музей Studio в Гарлеме помимо серии перформансов под названием Три дуэта, семь вариаций на своей главной площадке разместил выставку Радикальное присутствие. Черный перформанс в современном искусстве. Она исследует афроамериканское искусство с 1960-х до наших дней. Выставка приехала из Музея современного искусства в Хьюстоне и разделена на две части. Первая проходит в Grey Art Gallery университета Нью-Йорка (до 7 декабря), вторая — в музее Studio. Валери Кассель Оливер, куратор, говорит: «Каждое следующее десятилетие поднимает новые темы, будь то формальная природа перформанса или же политические, гендерные проблемы. Но мы здесь лишь скользим по поверхности. Предстоит еще очень много работы». Спустя 90 лет со времени экспериментов Тристана Тцара у нынешнего поколения появился шанс дальше расширить границы перформанса. То, что Оливер говорит про афроамериканский перформанс, можно отнести к жанру в целом: «Это самый край края на границе края».

Музей Studio
Радикальное присутствие

Нью-Йорк
До 9 марта 2014 года

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+