The Art Newspaper Russia
Поиск

«Обличья» изменили Шереметевский дворец

В рамках Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.» в Музее музыки — Шереметевском дворце в Санкт-Петербурге открылась выставка «ОбличьЯ»

Фото: Павел Герасименко

Фото: Павел Герасименко

«ОбличьЯ. Больше, чем реальность» рассказывает об истории художественных трансформаций лица и тела — от первобытных масок до костюмов современных перформеров. Большой проект, собранный молодым куратором Лизаветой Матвеевой, не осуществился бы без участия крупных отечественных музеев. Исторические экспонаты предоставили, в частности, Государственный музей В.В.Маяковского, Государственный Русский музей, Российский этнографический музей. За современность на выставке отвечали собиратели коллекций и архивов недавнего прошлого — от Миши Бастера до Фонда Владислава Мамышева-Монро — и, конечно, художники: впервые в Петербурге широко показываются костюмы Александра Петлюры, а Андрей Бартенев получил в свое распоряжение целый зал.

Архитектурный памятник XVIII века, Шереметевский дворец может похвастать недавно отреставрированными интерьерами, и выставка «ОбличьЯ» — это еще один опыт сосуществования современного искусства и традиционного музея. Экспозиция разместилась в исторической анфиладе залов второго этажа, выдерживая обязательное соседство с предметами эпохи и антикварной мебелью. При этом команда музейных дизайнеров во главе с художником Юрием Сучковым смогла внести в графские покои множество разнообразных предметов искусства, не потревожив обстановку и образовав несколько впечатляющих ассамбляжей. Правда, к примеру, костюмы для карнавального шествия из Закарпатья на фоне парадных портретов екатерининской эпохи выглядят парадоксально.

Смысловым центром проекта предсказуемо стали русский авангард и футуристы с манифестом «Почему мы раскрашиваемся». Работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Иосифа Школьника сопровождают всю экспозицию, а лоскут знаменитой желтой кофты Владимира Маяковского занимает почетное место в отдельной витрине. Целые залы выставки отданы «Поп-механике» Сергея Курехина и сценическим костюмам и видео Владислава Мамышева-Монро, парадную лестницу дворца оккупировала инсталляция Александра Петлюры, а Андрей Бартенев заполнил Оружейный зал своими радостными объектами-каруселями. Эти мобили и стали настоящим оружием современного искусства в его вечно продолжающейся борьбе со старым. В финале экспозиции выставлен концертный пиджак Жанны Агузаровой, который сопровождается текстом с описанием перемещений по миру этой вещи — наимоднейшего в конце 1980-х годов наряда. Ценный артефакт занимает отдельный кабинет, в который закрыт доступ зрителю, и это стало ярким экспозиционным образом, пусть даже появившимся вынужденно: именно так сегодняшний зритель отделен от искусства 1990-х годов и той бурной эпохи, которая уже не доступна для непосредственного переживания.

Просмотры: 2196
Популярные материалы
1
Энгелина Смирнова: «Икона — не только молельный образ»
Древнерусское искусство в последнее время становится темой публичного обсуждения только в катастрофических или сенсационных случаях. Энгелина Смирнова, уважаемый ученый и университетский преподаватель, дает этой ситуации компетентный комментарий.
09 октября 2018
2
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
3
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
6
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
7
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
8
В испанском монастыре порвалось упавшее со стены «Распятие» Тициана
Полотно XVI века сразу же отправили на реставрацию, содействие которой окажут специалисты Музея Прадо.
09 октября 2018
9
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
10
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru