The Art Newspaper Russia
Поиск

«Обличья» изменили Шереметевский дворец

В рамках Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.» в Музее музыки — Шереметевском дворце в Санкт-Петербурге открылась выставка «ОбличьЯ»

Фото: Павел Герасименко

Фото: Павел Герасименко

«ОбличьЯ. Больше, чем реальность» рассказывает об истории художественных трансформаций лица и тела — от первобытных масок до костюмов современных перформеров. Большой проект, собранный молодым куратором Лизаветой Матвеевой, не осуществился бы без участия крупных отечественных музеев. Исторические экспонаты предоставили, в частности, Государственный музей В.В.Маяковского, Государственный Русский музей, Российский этнографический музей. За современность на выставке отвечали собиратели коллекций и архивов недавнего прошлого — от Миши Бастера до Фонда Владислава Мамышева-Монро — и, конечно, художники: впервые в Петербурге широко показываются костюмы Александра Петлюры, а Андрей Бартенев получил в свое распоряжение целый зал.

Архитектурный памятник XVIII века, Шереметевский дворец может похвастать недавно отреставрированными интерьерами, и выставка «ОбличьЯ» — это еще один опыт сосуществования современного искусства и традиционного музея. Экспозиция разместилась в исторической анфиладе залов второго этажа, выдерживая обязательное соседство с предметами эпохи и антикварной мебелью. При этом команда музейных дизайнеров во главе с художником Юрием Сучковым смогла внести в графские покои множество разнообразных предметов искусства, не потревожив обстановку и образовав несколько впечатляющих ассамбляжей. Правда, к примеру, костюмы для карнавального шествия из Закарпатья на фоне парадных портретов екатерининской эпохи выглядят парадоксально.

Смысловым центром проекта предсказуемо стали русский авангард и футуристы с манифестом «Почему мы раскрашиваемся». Работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Иосифа Школьника сопровождают всю экспозицию, а лоскут знаменитой желтой кофты Владимира Маяковского занимает почетное место в отдельной витрине. Целые залы выставки отданы «Поп-механике» Сергея Курехина и сценическим костюмам и видео Владислава Мамышева-Монро, парадную лестницу дворца оккупировала инсталляция Александра Петлюры, а Андрей Бартенев заполнил Оружейный зал своими радостными объектами-каруселями. Эти мобили и стали настоящим оружием современного искусства в его вечно продолжающейся борьбе со старым. В финале экспозиции выставлен концертный пиджак Жанны Агузаровой, который сопровождается текстом с описанием перемещений по миру этой вещи — наимоднейшего в конце 1980-х годов наряда. Ценный артефакт занимает отдельный кабинет, в который закрыт доступ зрителю, и это стало ярким экспозиционным образом, пусть даже появившимся вынужденно: именно так сегодняшний зритель отделен от искусства 1990-х годов и той бурной эпохи, которая уже не доступна для непосредственного переживания.

Просмотры: 1983
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
3
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
4
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
5
Шесть тезисов Ильи Кабакова
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями.
16 апреля 2018
6
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
7
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
8
Анатолий Зверев: больше жизни, больше искусства!
Единственный в России частный музей, посвященный одному художнику — легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, отмечает третий день своего рождения масштабной выставкой «ЗВЕРЕВ-GALA».
16 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru