The Art Newspaper Russia
Поиск

Чтобы увидеть работы Караваджо, его поклонники готовы были даже рисковать жизнью

В Лондоне собрали всех караваджистов, а в Нью-Йорке посвятили выставку только одному из них — Валантену де Булонь

Матиас Стом. Старуха и мальчик со свечой. 1620-е / © Birmingham Museums Trust on behalf of Birmingham City Council

Матиас Стом. Старуха и мальчик со свечой. 1620-е / © Birmingham Museums Trust on behalf of Birmingham City Council

Выставка «После Караваджо» — первая в Британии, посвященная влиянию реформатора живописи XVII века на своих современников. В Рим Караваджо приехал в 1591 году, сначала заработав сомнительную репутацию скандалиста и драчуна, а затем и оригинального художника. После же исполнения в 1600 году  первого крупного заказа на темы из жизни святого Матфея для римской церкви Сан-Луиджи деи Франчези слава его перешагнула границы Вечного города. Со всей Европы туда стали стекаться художники, чтобы увидеть работы мастера, шокировавшие местных академистов своим натурализмом и резкими световыми эффектами.

Интерес к творчеству живописца-радикала не ослабевал до середины XVII века, но затем стал сходить на нет. О Караваджо, а тем более о его последователях, забыли на целых три века.На выставке в Национальной галерее в Лондоне — 49 полотен самого Караваджо и мастеров, испытавших его влияние. Большинство работ — из собрания Национальной галереи и других музеев, частных коллекций и церквей Британии и Ирландии. В экспозиции — шедевры Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596) и «Ужин в Эммаусе» 1602 года (оба — Национальная галерея, Лондон), недавно обнаруженное «Взятие Христа под стражу» (1602, орден иезуитов в Дублине). Из караваджистов — Орацио и Артемизия Джентилески, Жорж де Латур, Хусепе де Рибера, Геррит ван Хонтхорст и не столь известные имена как Джованни Серодине или Антиведуто Грамматика. На вопрос, чем объяснить всплеск интереса к этому поколению, куратор выставки Летиция Тревес отвечает: «Мы сегодня просто знаем о них гораздо больше, чем 30 или 40 лет назад. И поскольку мы сейчас лучше понимаем самого Караваджо, то можем объективно оценить живописные достоинства и работ его последователей».

Метрополитен-музей, в свою очередь, решил сделать выставку одного, но очень одаренного караваджиста — француза Валантена де Булонь (1591–1632). Это чуть ли не первая монографическая выставка художника, от которого дошло около 60 картин.

Здесь их 45, приехавших из Вены, Лондона, Мадрида, Мюнхена, Парижа и Рима. Поскольку об этом мастере известно немного, автор статьи в каталоге к выставке Патриция Каваццини уделяет в ней большое место атмосфере Рима XVII века, в которой Валантен, приехавший туда в возрасте 20 лет, сформировался как художник. Проживавшие там его соотечественники, включая и Никола Пуссена, следовали классическим традициям, античности и Рафаэлю. Но Валантена непреодолимо влекла брутальность живописи и демократичность сюжетов Караваджо, обретших в его интерпретации чисто французское изящество и чувство меры.

Что касается атмосферы Рима, которая тоже не могла не повлиять на его формирование, то она скорее тема для остросюжетного триллера, чем для искусства. В XVII веке жить в Вечном городе было опасно в буквальном смысле слова. Вечеринки в римских тавернах в то время часто переходили в уличные потасовки. Художники тоже были участниками этих драк, нередко заканчивавшихся убийствами. Особо буйным нравом отличались голландцы и фламандцы. В 1621 году они создали в Риме свое общество Bentvueghels (в вольном переводе — «одного поля ягода») и, встречаясь по тому или иному поводу, устраивали настоящие оргии.

Иоахим ван Сандрарт, художник и биограф Валантена, писал, что француз предпочитал компанию голландцев своим соотечественникам и был даже членом этого общества под кличкой Амадор («любовник»).

Участвовал ли сам Валантен в потасовках? Свидетельств этому нет, зато доподлинно известно, что дважды опасность проходила совсем рядом. В марте 1626 года его сосед, скульптор Давид де Ла Риш был ранен и скончался той же ночью. И чтобы оплатить расходы на похороны, Валантен продал его одежду, включая и ту, в которой он был убит. В июле того же года другой его сосед, Корнелис Схут из Антверпена, заколол соотечественника, с которым работал над выгодным частным заказом, и был приговорен к тюремному заключению. Но за него неожиданно вступилась Академия святого Луки, имевшая право раз в год ходатайствовать о помиловании одного осужденного художника. Как правило, члена академии, каковым Схут не был. Возможно, за него попросил Валантен, один из немногих иностранцев, принятых в эту весьма консервативную организацию (куда, кстати, не взяли Караваджо).

Со временем художники однако стали все реже попадать в уголовную хронику, а Валантен с 1627 года стал работать на кардинала Франческо Барберини, благодаря чему весьма улучшил свое материальное положение. Но не изменил, видимо, богемным привычкам. По свидетельству художника Джованни Бальоне, однажды после вечеринки с друзьями Валантен, искупавшись ночью в фонтане, простудился, что и стало причиной его смерти в 41 год.

Национальная галерея
После Караваджо

До 17 января 2017

Метрополитен-музей
Валантен де Булонь

До 16 января 2017

Материалы по теме
Просмотры: 3374
Популярные материалы
1
Памяти Ивана Тучкова
Декан исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, завкафедрой всеобщей истории искусства скоропостижно скончался 22 сентября на 63-м году жизни. В память о нем еще раз публикуем интервью, в котором он рассказал о силе гуманитарного образования.
24 сентября 2018
2
Западные галеристы разбивают лагерь у стен Кремля
Европейские и американские галеристы и антиквары покажут работы старых мастеров, импрессионистов и звезд русского авангарда на новой ярмарке в двух шагах от Красной площади. Для некоторых этот визит в Москву уже не первый.
24 сентября 2018
3
В Пушкинском музее покажут «„Парижские вечера“ баронессы Эттинген»
Центральной темой выставки станет знаменитый салон — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве — художников, литераторов, критиков и музыкантов.
20 сентября 2018
4
В фонде IN ARTIBUS покажут итальянскую графику XVI–XVIII веков
Выставка «От bozzetto до capriccio» представит редкие наброски и этюды из собрания Инны Баженовой, в том числе эскиз Тьеполо, связанный с картиной «Время, открывающее Истину» из палаццо Кьерикати в Виченце.
21 сентября 2018
5
В Центре имени Грабаря дотянулись до «небес»
На юбилейной выставке в Центре имени Грабаря показывают отреставрированное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери, что расположена в деревне Хвалинская на территории Кенозерского национального парка.
24 сентября 2018
6
Лицом к Востоку: чем удивит viennacontemporary в этот раз
Ярмарка viennacontemporary (27–30 сентября) приготовила армянское искусство, новую кураторскую секцию и традиционно сильную подборку галерей из Восточной Европы. Есть среди них и российские.
21 сентября 2018
7
Самая известная художница Румынии умерла в возрасте 92 лет
Джету Брэтеску называют родоначальницей современного искусства Румынии, однако международное признание к ней пришло в конце ее более чем 60-летней карьеры, после ретроспективы на 57-й Венецианской биеннале.
21 сентября 2018
8
Подарочное издание: Музей театрального и музыкального искусства празднует 100-летие
В Шереметевском дворце открылась выставка «100 + 10», включающая новые приобретения и дары музею за последние десять лет. Среди подарков — графика Гончаровой и Ларионова, костюмы от Кардена и редкие глиняные свистульки.
25 сентября 2018
9
Номинантов Премии Тернера — 2018 представят в Тейт Бритен
Одна из самых престижных премий в современном искусстве будет вручена в декабре в 33-й раз.
24 сентября 2018
10
Ретроспектива Жоаны Вашконселуш проходит в Бильбао
В Музее Гуггенхайма представлено 30 произведений, созданных португальской художницей за последние 20 лет.
26 сентября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru