18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Спор о подлинности Ван Гога и похожие истории

15 ноября в Париже представили книгу, в которой воспроизведены якобы ранее неизвестные рисунки Винсента Ван Гога. Амстердамский музей художника назвал их имитацией, однако история на этом не закончилась

Ван Гог ли это?

Книгу под названием «Винсент Ван Гог: потерянный альбом из Арля» подготовили к изданию хорошо известные специалисты: британский академик Рональд Пикванс и искусствовед Богомила Уэлш-Овчарова. Ученые утверждают, что рисунки, обнаруженные в бухгалтерской книге гостиницы во французском Арле, сделаны Ван Гогом в период с 1888 по 1890 год. Пикванс, написавший предисловие к вышедшей книге, назвал ее «самым революционным открытием в истории изучения творчества Ван Гога».

Со спорными зарисовками Уэлш-Овчарова, которая специализируется на творчестве Ван Гога и занималась организацией нескольких его выставок, познакомилась в 2013 году. К этому времени эксперты Музея Ван Гога в Амстердаме дважды отрицали причастность художника к упомянутым рисункам. «Наши кураторы и исследователи всегда очень рады любой новой работе, которая может принадлежать кисти Ван Гога. Однако на основе проведенного анализа присланных нам высококачественных фотографий (речь идет о 56 из 65 зарисовок) они пришли к выводу, что эти произведения не могли быть созданы им», — сообщил музей. После изучения самих рисунков в 2013 году эксперты своего мнения не поменяли. Специалисты, которые, к слову, считаются лучшими в мире в вопросах творчества Ван Гога, пришли к выводу, что стиль рисунков не характерен для работ художника того периода. Сами рисунки они назвали монотонными и примитивными. Вызвали подозрения и чернила коричневатого оттенка, которые Ван Гог, по мнению исследователей, в то время не использовал. Однако предъявленные доводы Уэлш-Овчарову и издательство Le Seuil, как мы видим, не остановили.

Директор Музея Ван Гога Аксель Рюгер в беседе с корреспондентом BBC заявил, что «это ее позиция [Богомилы Уэлш-Овчаровой]. Она тоже обладает и опытом, и знаниями». Рюгер также добавил, что участвующим в дискуссии сторонам, судя по всему, придется остаться при своих мнениях. При этом без одобрения Музея Ван Гога рисунки вряд ли будут приняты на арт-рынке.

Ситуация, когда уважаемые специалисты резко расходятся в мнениях о подлинности произведений, не редкость.

Старые мастера

В минувшем октябре аукционный дом Sotheby’s отозвал с торгов работу, как предполагалось, авторства голландского живописца Франса Халса стоимостью $11 млн и начал расследование, результаты которого в данный момент неизвестны. Вслед за Халсом подделкой была названа «Венера» Лукаса Кранаха, принадлежавшая княжескому дому Лихтенштейна. Позднее был признан подделкой «Давид с головой Голиафа» караваджиста Орацио Джентилески, а продавшему ее лондонскому арт-дилеру Марку Вайсу был предъявлен иск о возмещении финансовых потерь. Будущее еще 25 работ общей стоимостью около $260 млн пока остается неизвестным.

Не Гончарова

В 2011 году специалисты Государственной Третьяковской галереи отказались признать подлинность значительного числа работ Наталии Гончаровой, опубликованных в двух каталогах, вышедших в Англии и Франции. Речь шла о монографии Энтони Партона, известного профессионалам в том числе своей работой «Михаил Ларионов и русский авангард» (1993), а также книге Дениз Базету, о которой до этого слышно не было. В обоих изданиях одновременно с классическими произведениями Гончаровой присутствовали работы, нигде ранее не публиковавшиеся. Принадлежность этих произведений описывалась как «частное собрание». В книге Базету было опубликовано около 150 таких вещей. Вошли в монографии и картины, которые получили отрицательные заключения российских экспертов об их подлинности. Удивительно, но ни тот ни другой автор в процессе работы над книгами не видел оригиналов Гончаровой, хранящихся в российских музеях, и это учитывая, что основным держателем наследия художницы является Третьяковка (более 400 картин и тысячи графических работ). Спустя год опубликованные подделки начали появляться на арт-рынке.

Арест Экстер

В марте 2009 году около 200 произведений русской авангардистки Александры Экстер арестовали во французском городе Туре. Причиной этому стало обращение в суд основателя и главы Ассоциации Александры Экстер Андрея Накова. Он заявил, что большая часть выставленных работ — подделки. Как писал «Коммерсантъ», Наков, подавая иск в суд, предоставил множество аргументов в защиту своего заявления, однако эти доводы вызвали сомнения у российских экспертов. Арест в апелляционном суде обжаловали шесть владельцев экспонатов, в том числе галерист Жан Шовлен, куратор выставки. Спустя девять месяцев апелляционный суд французского Орлеана признал неправомерным иск, который повлек за собой арест выставки «Александра Экстер и ее русские друзья». Суд признал, что Наков не является правонаследником художницы и не может выступать в качестве арбитра при решении вопросов о подлинности произведений.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+