The Art Newspaper Russia
Поиск

Ярче альбома и глубже учебника

На круглом столе в MMOMA обсудили книгу RUSSIA. THE 20TH СENTURY» задача которой представить современную Россию западному зрителю, опираясь на визуальные культурные коды, и затронуть его эмоционально

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги

15 ноября в Московском музее современного искусства на Петровке, 25 состоялся круглый стол «“Russia. The 20th Сentury”. Книга как кураторский проект», посвященный выходу в свет необычного альбома на английском языке, представляющего собой визуальное исследование ХХ века в России. Книга подготовлена издательством Agey Tomesh во главе с Арсением Мещеряковым и издана Благотворительным фондом Владимира Потанина. В обсуждении проекта приняли участие генеральный директор фонда Потанина Оксана Орачева, сотрудники Школы дизайна НИУ «Высшая школа экономики»: преподаватель Александра Старусева-Першеева и художник, куратор направления «Дизайн и современное искусство» Протей Темен, — а также художник Сергей Мироненко. Модератором дискуссии выступила редактор The Art Newspaper Russia Анна Савицкая.

Оксана Орачева рассказала, что выход книги “Russia. The 20th Сentury” в рамках издательской программы фонда — часть большой и разносторонней инициативы по презентации русского искусства за рубежом, поэтому появление альбома можно рассматривать в одном ряду с выставкой «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею», открывшейся в сентябре этого года в парижском Центре Помпиду. Дар французскому музею от группы отечественных коллекционеров и сопровождающая это событие экспозиция были подготовлены Ольгой Свибловой под эгидой Благотворительного фонда Владимира Потанина. И выставка в Центре Помпиду, и издание книги о русском ХХ веке на английском языке направлены на то, чтобы привлечь внимание зарубежной аудитории: зрителей, искусствоведов, кураторов — к отечественному искусству, разрушить стереотипы о современной России; это попытка интегрировать русскую культуру в международный контекст. В то же время Оксана Орачева подчеркнула, что книга “Russia. The 20th Сentury” ни в коей мере не является каталогом выставки в Центре Помпиду.

Возможно, именно поэтому была выбрана наиболее прогрессивная форма организации изобразительного материала в издании: Александра Старусева-Першеева, работавшая в команде Арсения Мещерякова над созданием книги, подчеркнула в своем выступлении, что речь идет не об исторической публикации, сопровожденной иллюстрациями, не о книге по истории искусства, но о «визуальном исследовании» — о том, что на Западе принято называть Visual Studies. Перед нами не сборник статей, посвященных определенным культурным течениям и фигурам, а фактически «полотно времени», сотканное из визуальных культурных кодов, индивидуальных для каждого читателя, связанных с его личными воспоминаниями. Каждый год ХХ века иллюстрируется в книге каким-либо артефактом, будь то картины (как работы мастеров соцреализма, так и произведения неофициального советского искусства), газетные заголовки, политические плакаты, кадры из культовых советских фильмов, предметы быта или картинки из модных журналов. У составителей не было задачи показать ХХ век в России во всей его полноте или отразить все важные явления в истории искусства, важнее было затронуть читателя эмоционально, спровоцировать его на самостоятельное размышление об ушедшей эпохе.

Художник Протей Темен обратил внимание на то, что книга не только может быть интересна западной публике, но уже используется и в России, например в Школе дизайна НИУ ВШЭ для подготовки молодых дизайнеров, — это интересный пример издания нового типа, а также возможный повод и одновременно источник материала для исследователей, скажем, советского дизайна 1960-х годов.

Наконец, художник Сергей Мироненко, один из основателей группы «Мухомор» и участник выставки «КОЛЛЕКЦИЯ!» в Центре Помпиду, отметил важность такого издания, в том числе и с точки зрения новых «кураторских» подходов к русскому искусству ХХ века, особенно отметив сопоставление официального и неофициального искусства на страницах альбома. По сути, книга “Russia. The 20th Сentury” приближается к формату выставки, где важна авторская расстановка акцентов и принцип отбора артефактов, вошедших в издание.

Завершая обсуждение в рамках круглого стола, Оксана Орачева выразила надежду, что данное издание поможет зарубежной аудитории лучше понять русское искусство и составить новое, отличное от привычного представление о России. В связи с этим очень важно распространение тиража книги по музеям, библиотекам и университетам по всему миру — хочется надеяться, что для кого-то из будущих исследователей знакомство с изданием станет отправной точкой для начала изучения русской культуры.

Просмотры: 3080
Популярные материалы
1
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
2
Завод по производству бессмертия: открылась Уральская биеннале
В Екатеринбурге на главной выставке 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства 76 художников из 25 стран рассуждают о том, как избежать тлена. Своими впечатлениями делится главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 сентября 2019
3
Изданы фрагменты биографии Тинторетто
Впервые на русском языке вышла монография, которую Жан-Поль Сартр писал два десятилетия, но завершить так и не сумел.
13 сентября 2019
4
Духовность в современном мире: от традиционной китайской оперы до прогрессивного стрит-арта
Программа фестиваля «Насими» включает выступления танцевальных и музыкальных коллективов, выставки, кинопоказы, театральные постановки и поэтические чтения.
13 сентября 2019
5
Марина Лошак: «Мы готовы делиться своей репутацией и контентом»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала о присоединении ГЦСИ, новых этапах строительства музейного городка и создании музея коллекционера Сергея Щукина.
13 сентября 2019
6
Усадьба Архангельское отмечает 100-летие со дня превращения в государственный музей
Уже целый век бывшая усадьба князей Юсуповых лавирует между Марсом и Аполлоном — Минобороны и Минкультуры.
12 сентября 2019
7
Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.
17 сентября 2019
8
Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе
В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев.
13 сентября 2019
9
Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее
Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте.
17 сентября 2019
10
Последний Боттичелли на рынке оценен в $30 млн. Или предпоследний?
В октябре картину, объявленную последней работой мастера в частных руках, выставят на ярмарке Frieze Masters. Однако известен еще один портрет, приписываемый Боттичелли, — он был продан летом на аукционе в Цюрихе.
13 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru