The Art Newspaper Russia
Поиск

Ярче альбома и глубже учебника

На круглом столе в MMOMA обсудили книгу RUSSIA. THE 20TH СENTURY» задача которой представить современную Россию западному зрителю, опираясь на визуальные культурные коды, и затронуть его эмоционально

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги

15 ноября в Московском музее современного искусства на Петровке, 25 состоялся круглый стол «“Russia. The 20th Сentury”. Книга как кураторский проект», посвященный выходу в свет необычного альбома на английском языке, представляющего собой визуальное исследование ХХ века в России. Книга подготовлена издательством Agey Tomesh во главе с Арсением Мещеряковым и издана Благотворительным фондом Владимира Потанина. В обсуждении проекта приняли участие генеральный директор фонда Потанина Оксана Орачева, сотрудники Школы дизайна НИУ «Высшая школа экономики»: преподаватель Александра Старусева-Першеева и художник, куратор направления «Дизайн и современное искусство» Протей Темен, — а также художник Сергей Мироненко. Модератором дискуссии выступила редактор The Art Newspaper Russia Анна Савицкая.

Оксана Орачева рассказала, что выход книги “Russia. The 20th Сentury” в рамках издательской программы фонда — часть большой и разносторонней инициативы по презентации русского искусства за рубежом, поэтому появление альбома можно рассматривать в одном ряду с выставкой «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею», открывшейся в сентябре этого года в парижском Центре Помпиду. Дар французскому музею от группы отечественных коллекционеров и сопровождающая это событие экспозиция были подготовлены Ольгой Свибловой под эгидой Благотворительного фонда Владимира Потанина. И выставка в Центре Помпиду, и издание книги о русском ХХ веке на английском языке направлены на то, чтобы привлечь внимание зарубежной аудитории: зрителей, искусствоведов, кураторов — к отечественному искусству, разрушить стереотипы о современной России; это попытка интегрировать русскую культуру в международный контекст. В то же время Оксана Орачева подчеркнула, что книга “Russia. The 20th Сentury” ни в коей мере не является каталогом выставки в Центре Помпиду.

Возможно, именно поэтому была выбрана наиболее прогрессивная форма организации изобразительного материала в издании: Александра Старусева-Першеева, работавшая в команде Арсения Мещерякова над созданием книги, подчеркнула в своем выступлении, что речь идет не об исторической публикации, сопровожденной иллюстрациями, не о книге по истории искусства, но о «визуальном исследовании» — о том, что на Западе принято называть Visual Studies. Перед нами не сборник статей, посвященных определенным культурным течениям и фигурам, а фактически «полотно времени», сотканное из визуальных культурных кодов, индивидуальных для каждого читателя, связанных с его личными воспоминаниями. Каждый год ХХ века иллюстрируется в книге каким-либо артефактом, будь то картины (как работы мастеров соцреализма, так и произведения неофициального советского искусства), газетные заголовки, политические плакаты, кадры из культовых советских фильмов, предметы быта или картинки из модных журналов. У составителей не было задачи показать ХХ век в России во всей его полноте или отразить все важные явления в истории искусства, важнее было затронуть читателя эмоционально, спровоцировать его на самостоятельное размышление об ушедшей эпохе.

Художник Протей Темен обратил внимание на то, что книга не только может быть интересна западной публике, но уже используется и в России, например в Школе дизайна НИУ ВШЭ для подготовки молодых дизайнеров, — это интересный пример издания нового типа, а также возможный повод и одновременно источник материала для исследователей, скажем, советского дизайна 1960-х годов.

Наконец, художник Сергей Мироненко, один из основателей группы «Мухомор» и участник выставки «КОЛЛЕКЦИЯ!» в Центре Помпиду, отметил важность такого издания, в том числе и с точки зрения новых «кураторских» подходов к русскому искусству ХХ века, особенно отметив сопоставление официального и неофициального искусства на страницах альбома. По сути, книга “Russia. The 20th Сentury” приближается к формату выставки, где важна авторская расстановка акцентов и принцип отбора артефактов, вошедших в издание.

Завершая обсуждение в рамках круглого стола, Оксана Орачева выразила надежду, что данное издание поможет зарубежной аудитории лучше понять русское искусство и составить новое, отличное от привычного представление о России. В связи с этим очень важно распространение тиража книги по музеям, библиотекам и университетам по всему миру — хочется надеяться, что для кого-то из будущих исследователей знакомство с изданием станет отправной точкой для начала изучения русской культуры.

Просмотры: 2372
Популярные материалы
1
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
2
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
3
Марина Лошак: «Я себя чувствую больше художником, чем менеджером»
Пять лет назад Марина Лошак пришла в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сегодня в интервью TANR она рассказала о трансформации музея, новой коллекции, рецепте успешной выставки и о том, почему не стоит засиживаться в кресле директора.
22 июня 2018
4
Не про футбол: 10 выставок лета
Совсем скоро редакция TANR отправится на каникулы, и, пока сайт не будет обновляться, предлагаем посмотреть самые интересные выставки этого лета и узнать о них побольше из наших текстов.
21 июня 2018
5
На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда
Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера.
22 июня 2018
6
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
7
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
8
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
9
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
10
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru