The Art Newspaper Russia
Поиск

Ярче альбома и глубже учебника

На круглом столе в MMOMA обсудили книгу RUSSIA. THE 20TH СENTURY» задача которой представить современную Россию западному зрителю, опираясь на визуальные культурные коды, и затронуть его эмоционально

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги

15 ноября в Московском музее современного искусства на Петровке, 25 состоялся круглый стол «“Russia. The 20th Сentury”. Книга как кураторский проект», посвященный выходу в свет необычного альбома на английском языке, представляющего собой визуальное исследование ХХ века в России. Книга подготовлена издательством Agey Tomesh во главе с Арсением Мещеряковым и издана Благотворительным фондом Владимира Потанина. В обсуждении проекта приняли участие генеральный директор фонда Потанина Оксана Орачева, сотрудники Школы дизайна НИУ «Высшая школа экономики»: преподаватель Александра Старусева-Першеева и художник, куратор направления «Дизайн и современное искусство» Протей Темен, — а также художник Сергей Мироненко. Модератором дискуссии выступила редактор The Art Newspaper Russia Анна Савицкая.

Оксана Орачева рассказала, что выход книги “Russia. The 20th Сentury” в рамках издательской программы фонда — часть большой и разносторонней инициативы по презентации русского искусства за рубежом, поэтому появление альбома можно рассматривать в одном ряду с выставкой «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею», открывшейся в сентябре этого года в парижском Центре Помпиду. Дар французскому музею от группы отечественных коллекционеров и сопровождающая это событие экспозиция были подготовлены Ольгой Свибловой под эгидой Благотворительного фонда Владимира Потанина. И выставка в Центре Помпиду, и издание книги о русском ХХ веке на английском языке направлены на то, чтобы привлечь внимание зарубежной аудитории: зрителей, искусствоведов, кураторов — к отечественному искусству, разрушить стереотипы о современной России; это попытка интегрировать русскую культуру в международный контекст. В то же время Оксана Орачева подчеркнула, что книга “Russia. The 20th Сentury” ни в коей мере не является каталогом выставки в Центре Помпиду.

Возможно, именно поэтому была выбрана наиболее прогрессивная форма организации изобразительного материала в издании: Александра Старусева-Першеева, работавшая в команде Арсения Мещерякова над созданием книги, подчеркнула в своем выступлении, что речь идет не об исторической публикации, сопровожденной иллюстрациями, не о книге по истории искусства, но о «визуальном исследовании» — о том, что на Западе принято называть Visual Studies. Перед нами не сборник статей, посвященных определенным культурным течениям и фигурам, а фактически «полотно времени», сотканное из визуальных культурных кодов, индивидуальных для каждого читателя, связанных с его личными воспоминаниями. Каждый год ХХ века иллюстрируется в книге каким-либо артефактом, будь то картины (как работы мастеров соцреализма, так и произведения неофициального советского искусства), газетные заголовки, политические плакаты, кадры из культовых советских фильмов, предметы быта или картинки из модных журналов. У составителей не было задачи показать ХХ век в России во всей его полноте или отразить все важные явления в истории искусства, важнее было затронуть читателя эмоционально, спровоцировать его на самостоятельное размышление об ушедшей эпохе.

Художник Протей Темен обратил внимание на то, что книга не только может быть интересна западной публике, но уже используется и в России, например в Школе дизайна НИУ ВШЭ для подготовки молодых дизайнеров, — это интересный пример издания нового типа, а также возможный повод и одновременно источник материала для исследователей, скажем, советского дизайна 1960-х годов.

Наконец, художник Сергей Мироненко, один из основателей группы «Мухомор» и участник выставки «КОЛЛЕКЦИЯ!» в Центре Помпиду, отметил важность такого издания, в том числе и с точки зрения новых «кураторских» подходов к русскому искусству ХХ века, особенно отметив сопоставление официального и неофициального искусства на страницах альбома. По сути, книга “Russia. The 20th Сentury” приближается к формату выставки, где важна авторская расстановка акцентов и принцип отбора артефактов, вошедших в издание.

Завершая обсуждение в рамках круглого стола, Оксана Орачева выразила надежду, что данное издание поможет зарубежной аудитории лучше понять русское искусство и составить новое, отличное от привычного представление о России. В связи с этим очень важно распространение тиража книги по музеям, библиотекам и университетам по всему миру — хочется надеяться, что для кого-то из будущих исследователей знакомство с изданием станет отправной точкой для начала изучения русской культуры.

Просмотры: 3915
Популярные материалы
1
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Самым дорогим произведением классического искусства русской недели торгов в Лондоне стал «Лунный свет над Днепром» Ивана Айвазовского, а современного — «Небосвод» Эрика Булатова.
11 июня 2021
2
В Третьяковскую галерею привезли казанского Фешина
В Казани хранится самая большая коллекция работ Николая Фешина. Почти треть ее можно увидеть в Третьяковской галерее. В Москву привезли и ранние студенческие работы, и принесшие художнику успех и благосостояние портреты, и скульптуры из дерева.
15 июня 2021
3
Сущность русского исторического жанра показывают в Третьяковке
Выставка к 800-летию Александра Невского в Западном крыле Третьяковки собрала все хрестоматийные исторические картины, созданные за два века классической русской живописи.
23 июня 2021
4
Кирилл Фирсов: «Железный век в ГИМе мы воссоздали с помощью „перемещенных ценностей“ из Берлина»
В Историческом музее до 15 июля работает выставка «Железный век. Европа без границ». Куратор проекта, главный хранитель отдела археологических памятников Кирилл Фирсов рассказал нам о подробностях этого сложного проекта.
16 июня 2021
5
Красиво построено и удачно сказано
Книга Александра Степанова подсказывает читателю, как научиться получать удовольствие от домов, дворцов, башен и мостов.
11 июня 2021
6
В Самару за репинскими бурлаками, слонами модерна и русским авангардом
В ожидании открытия филиала Третьяковки в Самаре изучаем, чем привлекателен волжский город для арт-путешественников.
11 июня 2021
7
Морозовы ненадолго вернут Парижу постимпрессионистов
Исторические гастроли разделенного собрания Морозовых в Фонде Louis Vuitton в Париже начнутся в конце сентября: впервые с момента возникновения в начале ХХ века коллекция Михаила и Ивана Морозовых покинет Россию.
16 июня 2021
8
Расшифрованы сюжеты витражей собора в Кентербери
Силами двух исследовательниц изучены и расшифрованы витражные сцены исцеления прокаженного и других чудес святого Томаса Беккета.
15 июня 2021
9
«Мона Лиза Хеккинга» продана за €2,9 млн
Прежний владелец Реймонд Хеккинг называл свою «Мону Лизу» подлинником, а луврскую картину — копией.
22 июня 2021
10
В петербургском Доме радио проходит «Летняя выставка»
Проект представил мировых звезд: Билла Виолу, Мэта Коллишоу и Пипилотти Рист, — а также классиков отечественного искусства, в том числе Илью Кабакова и Эрика Булатова.
15 июня 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru