The Art Newspaper Russia
Поиск

Три европейских музея одновременно дают уроки рисования

Мода на рисунок в XVIII веке способствовала появлению выдающихся коллекций

Антуан Ватто. Набросок. Ок. 1718. / Teylers Museum, Haarlem

Антуан Ватто. Набросок. Ок. 1718. / Teylers Museum, Haarlem

В трех европейских городах одновременно открылись три выставки: Музей Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме 120 рисунками из своей коллекции и 20 рисунками из других музеев отмечает 500-летие со дня рождения флорентийского мастера Возрождения Фра Бартоломео; Лувр на выставке «Швед в Париже XVIII века. Коллекция Тессина» представляет 80 рисунков и 50 картин из собрания шведского посла во Франции Карла Густава Тессина; и наконец, третья выставка, «Антуан Ватто — рисовальщик» в Музее Штеделя во Франкфурте, представляет 50 рисунков знаменитого французского мастера. Что же объединяет эти выставки? Во-первых, две из них посвящены только рисунку, а во-вторых, за этими хрупкими шедеврами старого искусства стоят фигуры блестящих знатоков и собирателей рисунка и гравюры в первой половине XVIII века. Один из них — историк искусства и коллекционер Франческо Мария Никколо Габурри (1676–1742), собиравший гравюры и рисунки старых мастеров. В 1729 году он приобрел около 600 рисунков Фра Бартоломео, распределив их по трем папкам. Со временем две из них в полной сохранности через коллекционеров Фрица Кенига и Даниеля Георга Бенингена уже в ХХ веке попали в Музей Бойманса — ван Бенингена. Карлу Густаву Тессину, когда тот в 1715 году впервые оказался в Париже, собирать рисунок и гравюру посоветовал местный издатель Пьер-Жан Мариетт. Париж в ту пору был колыбелью зарождающегося класса буржуа, который собирал именно гравюры и рисунок (живопись и скульптура требовали других денег и оставались прерогативой аристократов). Всерьез же занявшись коллекционированием с 1728 года, Тессин в ­1741-м приобрел более 2 тыс. рисунков художников Болонской школы. Спустя 16 лет после смерти шведского дипломата большая часть его картин и рисунков старых мастеров попала в королевскую коллекцию и сейчас хранится в Национальном музее в Стокгольме, откуда и прибыла на выставку в Лувр. Что касается третьего сюжета, рисунков Антуана Ватто, то они пользовались огромным успехом еще при его жизни. На заре карьеры художнику покровительствовал банкир и коллекционер Пьер Кроза, давший ему крышу над головой и поручивший декорировать свою столовую. Работы Ватто активно покупал и торговец тканями Жан де Жюльен, после смерти художника издавший в двух томах (в 1728 и 1736 годах) в 622 иллюстрациях его наследие. Более тысячи рисунков Ватто широко разошлись по европейским коллекциям, больше всего их в Лувре и Британском музее. Однако рисунки углем для выставки в Музее Штеделя пришлось искать по всему миру.

Музей Штеделя
Антуан Ватто — рисовальщик

До 5 января 2017

Музей Бойманса – ван Бенингена
Фра Бартомолео, мастер флорентийского Высокого Возрождения

До 15 января 2017

Лувр
Швед в Париже XVIII века. Коллекция Тессина

До 16 января 2017

Просмотры: 1531
Популярные материалы
1
Энгелина Смирнова: «Икона — не только молельный образ»
Древнерусское искусство в последнее время становится темой публичного обсуждения только в катастрофических или сенсационных случаях. Энгелина Смирнова, уважаемый ученый и университетский преподаватель, дает этой ситуации компетентный комментарий.
09 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Как прошла Frieze: смех, секс и рок-н-ролл
О лондонской ярмарке специально для The Art Newspaper Russia рассказывает Ильдар Галеев, владелец галереи, коллекционер и издатель.
08 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
6
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
7
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
8
Работы Бакста из гастрольного сундука Михаила Фокина показывают в Италии
В венецианском палаццо Чини прослежена карьера Льва Бакста как театрального дизайнера, от первых постановок в Эрмитажном театре до триумфальных дягилевских «Русских сезонов» в Париже.
08 октября 2018
9
В испанском монастыре порвалось упавшее со стены «Распятие» Тициана
Полотно XVI века сразу же отправили на реставрацию, содействие которой окажут специалисты Музея Прадо.
09 октября 2018
10
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru