The Art Newspaper Russia
Поиск

Три европейских музея одновременно дают уроки рисования

Мода на рисунок в XVIII веке способствовала появлению выдающихся коллекций

Антуан Ватто. Набросок. Ок. 1718. / Teylers Museum, Haarlem

Антуан Ватто. Набросок. Ок. 1718. / Teylers Museum, Haarlem

В трех европейских городах одновременно открылись три выставки: Музей Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме 120 рисунками из своей коллекции и 20 рисунками из других музеев отмечает 500-летие со дня рождения флорентийского мастера Возрождения Фра Бартоломео; Лувр на выставке «Швед в Париже XVIII века. Коллекция Тессина» представляет 80 рисунков и 50 картин из собрания шведского посла во Франции Карла Густава Тессина; и наконец, третья выставка, «Антуан Ватто — рисовальщик» в Музее Штеделя во Франкфурте, представляет 50 рисунков знаменитого французского мастера. Что же объединяет эти выставки? Во-первых, две из них посвящены только рисунку, а во-вторых, за этими хрупкими шедеврами старого искусства стоят фигуры блестящих знатоков и собирателей рисунка и гравюры в первой половине XVIII века. Один из них — историк искусства и коллекционер Франческо Мария Никколо Габурри (1676–1742), собиравший гравюры и рисунки старых мастеров. В 1729 году он приобрел около 600 рисунков Фра Бартоломео, распределив их по трем папкам. Со временем две из них в полной сохранности через коллекционеров Фрица Кенига и Даниеля Георга Бенингена уже в ХХ веке попали в Музей Бойманса — ван Бенингена. Карлу Густаву Тессину, когда тот в 1715 году впервые оказался в Париже, собирать рисунок и гравюру посоветовал местный издатель Пьер-Жан Мариетт. Париж в ту пору был колыбелью зарождающегося класса буржуа, который собирал именно гравюры и рисунок (живопись и скульптура требовали других денег и оставались прерогативой аристократов). Всерьез же занявшись коллекционированием с 1728 года, Тессин в ­1741-м приобрел более 2 тыс. рисунков художников Болонской школы. Спустя 16 лет после смерти шведского дипломата большая часть его картин и рисунков старых мастеров попала в королевскую коллекцию и сейчас хранится в Национальном музее в Стокгольме, откуда и прибыла на выставку в Лувр. Что касается третьего сюжета, рисунков Антуана Ватто, то они пользовались огромным успехом еще при его жизни. На заре карьеры художнику покровительствовал банкир и коллекционер Пьер Кроза, давший ему крышу над головой и поручивший декорировать свою столовую. Работы Ватто активно покупал и торговец тканями Жан де Жюльен, после смерти художника издавший в двух томах (в 1728 и 1736 годах) в 622 иллюстрациях его наследие. Более тысячи рисунков Ватто широко разошлись по европейским коллекциям, больше всего их в Лувре и Британском музее. Однако рисунки углем для выставки в Музее Штеделя пришлось искать по всему миру.

Музей Штеделя
Антуан Ватто — рисовальщик

До 5 января 2017

Музей Бойманса – ван Бенингена
Фра Бартомолео, мастер флорентийского Высокого Возрождения

До 15 января 2017

Лувр
Швед в Париже XVIII века. Коллекция Тессина

До 16 января 2017

Просмотры: 1638
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
6
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
7
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
8
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
9
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
10
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru