18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Изысканная функциональность

№48
Материал из газеты

Ювелирный дом Van Cleef & Arpels привез в Москву коллекцию вечерних сумочек и минодьеров

Хороший ювелирный дом отличается трепетным отношением к своему прошлому. Он собирает по аукционам и скупает у коллекционеров  украшения  из своих первых и последующих коллекций. Реставрирует их, находит в архивах описание и имена клиентов. Вся музейная история, с одной стороны, помогает проследить смену эпох и стилей в декоративно-прикладном искусстве, с другой — создает и обеспечивает репутацию новым коллекциям дома.

В октябре ювелирный дом Van Cleef & Arpels привез в Москву свою коллекцию вечерних сумочек и минодьеров, созданных с 1920 по 1960 год. Несессеры, пудреницы, минодьеры — драгоценные аксессуары за 40 лет — отличный экскурс не только в историю декоративно-прикладного искусства первой половины ХХ века, но и срез истории моды, искусства и нравов того периода. Куратором выставки стала Катрин Кариу — главный хранитель наследия дома Van Cleef & Arpels. Экспонаты она отбирала, исходя из их исторической значимости, сложности использованных ювелирных техник и дизайна.

Большой стиль ар-нуво ввел моду на использование в ювелирном деле новых материалов. Слоновая кость, эмаль, перламутр, стекло, рог и прочие материалы, ранее считавшиеся поделочными, стали играть главную роль, а бриллианты и золото превратились лишь в оформление, выигрышно оттеняющее главных героев. К 20‑м годам ХХ века этот конфликт постепенно сошел на нет: камни первого ряда снова вышли на первый план, но при этом ювелиры продолжали активно использовать декоративные возможности поделочных материалов, они получили законное право присутствовать в ювелирных украшениях.

Период ар-деко на выставке — один из самых вдохновляющих. В то время дом выпускал весьма разнообразные по стилю, технике и материалам украшения. На одном полюсе можно упомянуть крайне лаконичный несессер «Конверт» (1923): только эмаль и лак с небольшими резными нефритовыми деталями, минималистичное сочетание голубого и небесно-синего цветов, при его создании мастера, очевидно, вдохновлялись небоскребом Крайслер-билдинг. На другом полюсе — роскошный несессер с розами 1926 года: золото, платина, лавандовый жадеит, перламутр, бриллианты, ­изумруды, рубины, желтые сапфиры, сложная форма китайской шкатулки. Назвать это произведение искусства аксессуаром — кощунство. Цветочная тематика не самый редкий сюжет для ювелирных украшений, но здесь очень узнаваемое чередование белых и красных розовых бутонов — реверанс в сторону собственного браслета с такими же розовыми бутонами, который получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1925 году.

Где-то посередине между минимализмом геометрической абстракции и роскошью цветочных узоров находится ориентальная тема. Начало ХХ века — время активного открытия Востока европейцами. Да, уже не в первый раз — весь ХIX век Европа осторожно поглядывала в сторону Китая, Монголии и прочих «таинственных стран», периодически заимствуя в качестве модной игрушки то один, то другой аксессуар, узор или экзотический крой, пытаясь совместить кимоно и юбку с турнюром. В ХХ веке европейцы взялись за Восток — Ближний и Дальний — более основательно. Научные общества отправляли многочисленные экспедиции, газеты и журналы печатали отчеты смельчаков, да и военные кампании весьма и весьма способствовали популяризации ориентальной темы среди прогрессивно мыслящей общественности. Большие ювелирные дома были необычайно увлечены новой темой — декоративность китайских лаковых шкатулок, египетских и индийских украшений была переосмыслена, переработана и воссоздана в привычных материалах и объектах. Van Cleеf & Arpels попал под обаяние восточной старины надолго — влияние этой темы можно заметить в коллекциях всего ХХ века, но в период ар-деко ориентальная экзотика стала для дома фактически лейтмотивом.

1930-е годы — эпоха триумфа минодьеров. Считается, что именно дому Van Cleеf & Arpels принадлежит идея создания этого аксессуара. Согласно легенде, идея минодьера, ювелирного несессера, принадлежит Шарлю Арпельсу. Он придумал его, когда встретил Флоренс Гулд, супругу американского миллиардера Фрэнка Джея Гулда, и увидел, что она носит пудреницу и другие необходимые женские мелочи в обыкновенном портсигаре Lucky Strike. Через некоторое время Шарль подарил Флоренс гораздо более функциональную и, что важнее, красивую сумочку. Название «минодьер» (minaudière) аксессуар приобрел в честь сестры Шарля, очаровательной кокетки Эстель.

Довольно быстро минодьер стал must-have-аксессуаром. В нем помещалось все, что было нужно светской даме на вечере в театре или опере, на коктейле или ужине: часы, губная помада и другая косметика, бальная книжка, мундштук, лорнет, зажигалка, таблетница-бонбоньерка. Внутренние поверхности были зеркальными, чтобы можно было поправить макияж или прическу. Минодьеры сочетали функциональность несессера и ювелирную изысканность. Как правило, при их изготовлении использовалось множество ювелирных техник — от резьбы и гравировки до эмали и мозаики. Минодьеры были популярны в 1930-е годы и сразу после Второй мировой: после ограничений военного времени в моду вошли изысканность и роскошь.
1960-е для ювелирного искусства стали временем кажущейся простоты и элегантности. В коллекции Van Cleеf & Arpels появились украшения из золота, имитирующие плетение ткани и перекрученные, будто бы шелковые шнуры. Одно из таких украшений — Cord — было сделано для королевы Ирана Сорайи, а потом этот прием стал использоваться и в других коллекциях дома, в том числе в вечерних сумочках.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+