The Art Newspaper Russia
Поиск

Честное купеческое: российское третье сословие представят в лицах

courtesy государственный исторический музей

courtesy государственный исторический музей

Исторический музей подготовил выставку портретов российского купечества XVIII — начала ХХ века.

Государственный исторический музей продолжает серию выставок российского портрета. Вслед за  выдающимися людьми империи, царями и дворянами в музейных залах теперь выставят представителей третьего сословия. Имена многих — Бахрушины, Гучковы, Морозовы, Рябушинские — хорошо известны. «Сейчас общество готово по-новому взглянуть на это сословие. А ведь еще 30 лет назад слово «купец» имело негативный оттенок, поэтому выставка купеческого портрета, которая проходила в нашем музее тогда, называлась выставкой народно-бытового портрета», — рассказывает куратор проекта научный сотрудник музея Наталья Перевезенцева. На выставке покажут более 100 полотен, дагеротипов и ранних фотографий с XVIII по начало ХХ века. Российское купечество, отмечает куратор, всего за три поколения прошло путь от крепостного мужика, пришедшего в город на заработки, до предпринимателя, мецената и коллекционера (вещи из купеческих собраний тоже будут в экспозиции). Точно так же живописный купеческий портрет проделал путь от редких изображений «купецких людей» 30-х годов XVIII столетия, через канонические образы первой половины XIX к индивидуальному портрету второй половины XIX — начала ХХ века. В XVIII веке портреты заказывали исключительно по важным поводам. К примеру, по случаю возведения в дворянство (Мина Колокольников. Портрет С. Я. Яковлева. 1760-е) или свадьбы (Неизвестный художник. Парные портреты М. С. и С. С. Яковлевых. 1760-е). Позднее из купеческого портрета уходит индивидуальность. Его пишут как по готовой прориси, как иконы: одинаковый фон, цвета, поза модели — различаются лишь лица (Неизвестный художник. Портрет неизвестного купца на фоне Адмиралтейства. 1800-е; Неизвестный художник. Портрет В. А. Злобина. Нач. XIX в.).

Со второй половины XIX века «купеческий портрет» уступает место «портрету купца». Персонажи Николая Богданова Бельского, Александра Головина, Карла Лаша, Константина Маковского, Валентина Серова обладают уже характером и индивидуальностью. Стоит отметить: мемориальная ценность портретов в купеческой среде играла большее значение, чем художественная. «Как пример мы покажем восстановленные парные портреты Федора и Любови Золотаревых с детьми, которые были разрезаны на фрагменты и в таком виде почти 200 лет хранились в родственных семьях», — говорит Наталья Перевезенцева. Если живописные портреты создавались, чтобы в первую очередь показать традиционные добродетели портретируемых, то появившиеся в 18401850-х дагеротипы, предшественники фотографии, служили именно «сувенирами чувств». Изображения на посеребренных металлических пластинах получали при помощи камеры-обскуры в специальных ателье. Судя по воспоминаниям и по числу дагеротипов в собрании музея, купцам нравились походы в такие ателье (в Москве — Карла Августа Бергнера, Эдуарда Вильгельма Мюкке, Мартина Абади, в сибирских городах — А. К. Окуловского). На выставке можно будет увидеть галерею дагеротипов Вишняковых, Басниных и других купеческих семейств из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Тулы. Все они когдато хранились в семейных собраниях и служили живым напоминанием о родных и знакомых.

Государственный исторический музей
Купеческий портрет XVIII – начала ХХ в.

Москва
25 декабря— 31 марта 2014 года

Просмотры: 1926
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
В ГМИИ им. Пушкина покажут коллекцию Фонда Louis Vuitton
65 произведений послевоенного и современного искусства 20 художников из разных стран займут все три этажа Волхонки, 14 и в известной мере изменят привычные интерьеры.
10 июня 2019
3
Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском музее
Более 450 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Сергея Щукина и его братьев встречаются в долгожданном выставочном проекте, заняв весь второй этаж главного здания музея.
11 июня 2019
4
Мы Иван Голунов
Мы присоединяемся к кампании солидарности с арестованным журналистом Иваном Голуновым и публикуем его материал о реставрации фонтана «Каменный цветок» на ВДНХ.
10 июня 2019
5
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
6
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
7
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
8
Александр Вихров: «Жизнь Наполеона много ярче приключенческого романа»
Наполеоника — популярная тема у коллекционеров во всем мире. Обладатель обширного собрания произведений искусства и мемориальных вещей, связанных с Наполеоном Бонапартом, Александр Вихров рассказал о своем восприятии этой исторической личности.
10 июня 2019
9
Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля
На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме.
11 июня 2019
10
Выставка «Сны без Фрейда» проходит в музее «Эрарта»
Эпиграфом к выставке стало эссе китайского философа IV века до н.э. Чжуан-цзы о бабочке.
10 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru