The Art Newspaper Russia
Поиск

Наталья Поленова о семье и семейственности

Минкульт не разрешает родственникам работать вместе в учреждениях культуры и требует уволить из музея мать директора музея-заповедника Василия Поленова Натальи Поленовой. Подробности – в ее колонке

Хранители культурного Грааля

Пять лет назад, когда я заступала на пост директора музея «Поленово», The Art Newspaper Russia (TANR) посвятила нашей семье и истории нашего музея целый разворот. После этого издание следовало за нами во всех наших начинаниях, освещая ключевые события жизни музея, такие как выставка Елены Поленовой в Англии или Поленовское Рождество в ГМИИ имени Пушкина. Я ценю нашу дружбу с TANR, и именно поэтому мне бы хотелось на ее страницах поделиться некоторыми итогами.

Много лет назад, умирая, Василий Поленов безвозмездно передал государству свои бесценные коллекции живописи, оружия, археологических раритетов; построенный собственными руками уникальный архитектурный усадебный ансамбль; прекрасный ухоженный парк, засаженный редкими породами растений — короче, всю эту идеальную утопию. Он не знал, что будет дальше, но — интеллектуал и просветитель — предполагал, что ничего хорошего. Однако, помимо сбережения своеобразной художественной колонии на берегу Оки (равной по духу барбизонской школе, артели прерафаэлитов, школе назарейцев и, разумеется, берущей свои истоки в абрамцевском кружке), Поленов стремился сделать из своего дома музей для широкого посещения. Его идеи, давно вышедшие за рамки художественной мастерской и уже укоренившиеся в так называемом доме Поленова на Зоологической улице в Москве и в кругу его учеников по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, были основаны на теории «искусства для всех», широко распространенной в то время в Западной Европе.

Так усадьба Поленова стала государственным музеем, а сам художник — первым в нем экскурсоводом, режиссером многочисленных спектаклей, вдохновителем музыкальных и театральных вечеров, инициатором праздников, в которых среди прочих принимало участие семейство Ивана Цветаева и другие именитые соседи.

По завещанию основателя музея его преемником стал сын — да, честно говоря, и привлечь-то больше в то время к этому заведомо гиблому делу было некого: живописные коллекции в начале ХХ века еще не обладали своей сегодняшней стоимостью; земли было всего 18 га, и расположена она была в глухом лесу; музей подчинялся местному муниципалитету, а Поленовы вскоре были признаны врагами родины, отчего маргинальность этого места только усиливалась. Все шло к уничтожению музея, его вот-вот должны были закрыть, сын Поленова находился в то время в сталинских лагерях.

Но вот — новый виток: дело в свои руки берет молодой внук Поленова. Его жена оказывается абсолютным административным и хозяйственным гением. За 40 лет они не просто спасают дом, а превращают его в национальный парк, расширяют территорию заповедника до 880 га, увеличивают штат сотрудников, делают музей конкурентоспособным в профессиональном сообществе. Поленово становится лакомым куском во всем смыслах: Заокский район превращается в «дальнюю дачу» для москвичей, сам музей — теперь памятник федерального значения — отныне чуть ли не единственный стабильный работодатель на всю округу.

И теперь я — уже без своего отца, но с яркой и пассионарной матерью — смогла снять фильмы о путешествиях Поленова по миру, осуществить зарубежные выставки, издать книги о нем во Франции и в Англии, открыть в Нормандии, где он жил, сквер имени Василия Поленова. Потому что, рассказывая по всему миру о своем волшебном Граале, знаю, что за моей спиной стоит моя мать, воспитанные ею сотрудники, наша бесценная команда, наша большая поленовская семья, которая бережно хранит и охраняет этот заповедный мир, не поступаясь ни на йоту своими принципами, из которых главный — целостность Поленово.

Совсем недавно, вослед правительственному постановлению о борьбе с коррупцией, Министерство культуры РФ вдруг потребовало от меня увольнения моей матери, которая является моим заместителем по науке, Натальи Николаевны Грамолиной. По этому поводу меня вызвали на комиссию, где однозначно поставили передо мной вопрос: или я, или Наталья Николаевна. После этого еще неоднократно напоминали о необходимости выполнения распоряжения. Основной причиной этой новой охоты на ведьм было заявлено полное искоренение родственных связей внутри учреждений культуры, как заведомо главной коррупционной составляющей оных. То есть если ты берешь на работу родственника, то только для того, чтобы воровать деньги. Я понимаю, что люди, которые прорабатывали данное постановление, никакого другого применения собственной семье еще не придумали. И что если у тебя есть дети, братья, жена или муж, то с ними удобнее создавать мошеннические схемы, чем в одиночку. Наверное, семья семье рознь. Я могу только гордиться семьей собственной. Семьей, которая отдала всю себя культуре и народу, причем в самые страшные годы в истории России. Семьей, которая пожертвовала всем, и в первую очередь собой, на благо, казалось бы, абсолютно бесполезного дела. Семьей, благодаря которой усадьба Поленово выжила, уцелела, сохранилась, расцвела. Семьей, без которой Поленово — в том виде, каким создал его великий художник, — невозможно. Семьей, которую никакой властью — ни светской, ни высшей — невозможно разделить между собой, а также с тем главным служением, которое было ей однажды вручено Богом и судьбой.

На территории заповедника Василия Поленова находится пионерский лагерь, который в поздние 1990-е непонятным образом превратился в «детскую республику» с юридическим подчинением частному лицу, но действующий в общественных целях. Несмотря на нелегальность своего существования на заповедных государственных территориях, руководство «республики» крепко держится своих позиций: расширение деятельности. Время от времени они посылают мне недвусмысленные сигналы о желании урегулировать отношения — предложения дружбы, подарков.

И дело тут совсем не в том, что я из вредности или от недостатка воспитания отказываюсь от их внимания. Дело только в одном. Василий Поленов абсолютно осознанно передал свой музей России с единственной целью: его наследие и его «искусство должно приносить счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». И чем более широкому кругу людей, тем лучше. И поэтому каждый сантиметр земли заповедника, каждый маломальский предмет в коллекции, даже виды за окнами Большого дома поленовской усадьбы, — все это является частью музейного наследия.

Наталья Поленова, директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова

Материалы по теме
Просмотры: 13301
Популярные материалы
1
Куратор Эрмитаж и Венецианская биеннале
В этом году павильон России на Венецианской биеннале, который курирует великий музей Эрмитаж, дал повод к противоречивым переживаниям — от резкого неприятия до восхвалений. Рассказывает главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 мая 2019
2
Люк Тюйманс: «Люди становятся все более и более тупыми, до невозможности тупыми»
Бельгийский художник, чья большая выставка проходит в венецианском Палаццо Грасси параллельно с биеннале, объясняет, как живопись может помочь нам в борьбе с собственным невежеством.
13 мая 2019
3
Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость
Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение.
14 мая 2019
4
10 работ на биеннале в Венеции, от которых невозможно отвести взгляд
Туман, шелковое сердце и войлочная башня, кровавая метла и гибельная лодка — на Венецианской биеннале каждый зритель найдет произведение, у которого задержаться.
14 мая 2019
5
Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше
Наш традиционный рейтинг посещаемости российских музеев исследует и анализирует 2018 год. Он стал рекордным: российские музеи навестило более 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны.
15 мая 2019
6
Эрмитаж одолжит Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»
Настоящая борьба развернулась за возможность получить во временное пользование произведения Леонардо да Винчи к 500-летию с его смерти.
13 мая 2019
7
Как провести «Ночь в музее»
Мы выбрали несколько любопытных мероприятий, которые можно посетить в Москве в ночь с 18 на 19 мая — если вам захочется окунуться в общероссийское музейное безумие.
16 мая 2019
8
Венецианская биеннале — заложница своей популярности
Очереди, цейтнот, ценность белых стен и немножко цирка: некоторые впечатления от 58-й Венецианской биеннале.
14 мая 2019
9
Картину Кузьмы Петрова-Водкина на три дня привезли в Москву
После этого «Натюрморт с сиренью» будет продан на аукционе русского искусства Christie’s в Лондоне 3 июня.
15 мая 2019
10
Джефф Кунс снова стал самым дорогим современным художником
Скульптура из нержавеющей стали «Кролик» была продана на аукционе Christie’s за $91 млн, благодаря чему Джефф Кунс получил статус самого дорогого ныне живущего художника.
16 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru