The Art Newspaper Russia
Поиск

Поместное искусство

Самая большая в мире частная коллекция искусства site-specific, «искусства места», пополнилась тремя новыми объектами

В постоянную экспозицию итальянского Фонда Гори вошли три новые инсталляции: «Эхо» турецкой художницы Херы Буюкташчиян, «Звучащая дверь» Даниэля Ломбарди и «Резиденция в Террароссе» Стефано Ариенти.

Принцип пополнения коллекции Гори необычен. Художника приглашают в поместье Челле (на территории которого размещается фонд) и предлагают выбрать любое место, которое его вдохновляет. Это может быть уголок парка или одна из комнат. Автору не задают тему, не ограничивают его фантазию. Главное, чтобы новая инсталляция гармонично вписалась в окружающий пейзаж.

Вилла Челле

Вилла находится неподалеку от Флоренции, совсем рядом с Пистоей — тосканским городом, которому присвоен статус итальянской культурной столицы 2017 года.

В старинном поместье Челле собрана самая большая в мире частная коллекция искусства site-specific, так называемого искусства места. Вилла была построена в XI веке, в XVII столетии реконструирована. С 1800 года ею владела семья Каселли, именно они наняли архитектора Джованни Гамбини, разбившего на территории поместья парк в английском стиле, выглядящий ухоженно, но одновременно естественно, будто все создано природой, а не человеком. Со временем вилла перешла в собственность семьи Гори. Весной 1970 года коллекционер и меценат Джулиано Гори перевез сюда свою обширную коллекцию, найдя наконец идеальное место, способное слиться с искусством и стать его частью.

Коллекция Гори

Коллекция Гори — самая большая в мире частная коллекция работ site-specific, ориентированных на конкретное пространство. Локальность такого искусства может проявляться в использовании материалов, добытых в этом месте, в отсылке к его истории. Художественные объекты максимально естественно вписываются в окружающую среду. Как, например, недавно пополнившая коллекцию инсталляция «Эхо» турецкой художницы Херы Буюкташчиян. Это 14 стальных полудуг высотой 2,5 м, напоминающих шпалеру для винограда. Вилла Челле окружена виноградниками, поэтому инсталляция, образуя естественную аллею, не выглядит инородным объектом.

На сегодняшний день коллекция Гори насчитывает около 70 инсталляций: 48 под открытым небом, остальные — внутри зданий, расположенных на территории поместья. На пленэре разместились работы польской художницы Магдалены Абаканович (группа «Катарсис» из 33 бронзовых человекоподобных фигур); красная стальная пятиметровая инсталляция Альберто Бурри у главного входа в парк (символ фонда), из центра которой открывается круговая панорама местного пейзажа; зеркальный дом французского концептуалиста Даниеля Бюрена (напоминает зеркала-обманки в парках эпохи барокко); а также работы Энрико Кастеллани, Ансельма Кифера, Джозефа Кошута, Сола Левитта, Микеланджело Пистолетто, Ричарда Серры и других — всего более 50 художников.

В октябре, кроме упомянутой инсталляции «Эхо», в постоянную экспозицию фонда вошли два новых объекта.

Первый — «Звучащая дверь» Даниэля Ломбарди, не только художника, но еще и пианиста и композитора. Это бронзовые монументальные двери для отреставрированной церкви XVII века на территории виллы. Дверь украшена нотными знаками, которые складываются в партию скрипки для композиции Ломбарди Divina.com («Божественная.com»), ее можно слышать каждый раз, когда открывается дверь.

Второй проект, «Резиденция в Террароссе» авторства Стефано Ариенти, занял три комнаты внутри дома. На стенах большеформатные фотографии перемешаны с живописными работами художника, написанными на природе. Произведения Ариенти не впервые на этой вилле: его выставка уже проходила здесь 20 лет назад.

Российские художники на вилле Челле

История Фонда Гори была бы неполной без участия российских художников. В 1987 году фонд финансировал большую выставку советского искусства «Москва — третий Рим» в итальянской столице, ее курировал критик и теоретик искусства Виктор Мизиано. В выставке приняли участие московские концептуалисты Вадим Захаров, Константин Звездочетов, Дмитрий Пригов, Андрей Филиппов, а также Георгий Литичевский, Борис Орлов, Андрей Ройтер.

На следующий год выставка переехала в поместье Челле. На ее открытии Дмитрий Пригов читал свои стихи. Его проект «Без названия» остался в постоянной экспозиции поместья. Он занимает целую комнату, по стенам которой развешаны объекты, сделанные из газеты «Правда». Каждый из них символизирует пять этапов совершенствования человека: зверь, младенец, мужчина, герой, мудрец. Над каждым — бронзовая фигурка на полочке: наполовину человек, наполовину курица, которая сидит на яйце и плачет кровавыми слезами.

Сейчас Пригов — единственный российский художник, чья работа находится в постоянной экспозиции на вилле Челле. Хотя русские бывали тут не раз. В 1991 году Андрей Ройтер создал для фонда временную инсталляцию «Комната Христофора Колумба», а в октябре того же года основатели московской художественной группы БОЛИ Фарид Богдалов и Георгий Литичевский посетили поместье с перформансом «Искусство требует жертв». Художники оказывали помощь жертвам искусства во всех странах и полушариях при помощи магического арт-кубика. Литичевский назвал это «организацией сопротивления распространенной тенденции, заявленной в тезисе о смерти искусства и в поговорке „искусство требует жертв“».

Будущее

В ближайшее время Фонд Гори примет участие в культурной программе «Пистоя — итальянская культурная столица 2017 года». Кроме того, в следующем году его коллекция должна пополниться работой всемирно известного видеоартиста Фабрицио Плесси.

Просмотры: 3260
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
На ВДНХ за фальшстеной нашли горельеф
Композиция «Праздничный Ленинград» была найдена при реставрации павильона «Оптика».
14 сентября 2020
3
Мировые арт-ярмарки могут перенести еще на год
В первой половине 2020 года из-за пандемии продажи искусства упали на 36% и галереи были вынуждены сократить штат в среднем на треть. Оптимизм в отношении следующего года тоже тает на глазах.
14 сентября 2020
4
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
5
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
6
Шедевры Мельникова в ожидании заботливых рук
В год 130-летия великого конструктивиста Музей архитектуры привлек внимание к четырем зданиям его авторства, состояние которых может вызывать те или иные опасения.
14 сентября 2020
7
Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»
Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ.
15 сентября 2020
8
Абель Феррара: «Сибирь — это магическое и мистическое пространство»
Американский режиссер Абель Феррара приехал в Москву на премьеру своего фильма «Сибирь» в кинотеатре «Иллюзион», ставшую закрытием The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL. Он рассказал, что для него значит Сибирь и почему кино так похоже на сон
15 сентября 2020
9
Премия Кандинского присоединится к «Инновации» в Нижнем Новгороде
В 2021 году награждение премией станет частью празднования 800-летия города.
14 сентября 2020
10
Ретроспектива Хаяо Миядзаки станет первой выставкой в Музее Академии кинематографических искусств
Иммерсивная выставка погрузит посетителей в анимационные миры японского мультипликатора в новом музее, который строится в Лос-Анджелесе по проекту Ренцо Пьяно.
15 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru