The Art Newspaper Russia
Поиск

Воздух времени в ощущениях и артефактах

История России ХХ века, представленная в произведениях искусства, объектах культуры и визуальных символах

Russia. The 20th Сentury. Vladimir Potanin Foundation, 2016. 487 с.

Russia. The 20th Сentury. Vladimir Potanin Foundation, 2016. 487 с.

Созданную при содействии Благотворительного фонда Владимира Потанина альбомного формата книгу Russia. The 20th Century («Россия. ХХ век») можно и нужно рассматривать как часть актуального международного проекта, знакомящего зарубежного зрителя с искусством второй половины ХХ века. Другой частью этой инициативы является обширная выставка «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000-х годов», проходящая сейчас в Центре Помпиду в Париже и включающая 250 работ мастеров советского неофициального искусства и значимых авторов 1990-х годов. Кураторами этой выставки выступили Ольга Свиблова и Николя Лиуччи-Гутников, а сами работы предоставили коллекционеры Екатерина и Владимир Семенихины, Инна Баженова, Тамаз и Ивета Манашеровы и другие. Важен и тот факт, что все работы подарены в экспозицию Центра Помпиду, где теперь и будут находиться.

По сравнению с выставкой «КОЛЛЕКЦИЯ!» книга Russia. The 20th Сentury не фокусируется на отдельных именах и тем более не ориентируется на те или иные художественные движения. Можно даже сказать, что авторские произведения составляют здесь небольшую часть и рассматриваются на фоне множества других культурных явлений, которым не суждено попасть в историю искусства в ее привычном смысле. Среди таких произведений массовой культуры — пропагандистские и рекламные плакаты 1910–1920-х годов, образцы любительского творчества, фрагменты кинематографических лент советского периода, фарфоровые статуэтки и многое, многое другое.

Все это может вызвать вопрос о том, почему в книге отсутствуют произведения, без которых невозможно представить себе искусство ХХ века. Где же «Черный квад­рат»? Где Василий Кандинский? Почему в главах о 1920-х годах не упомянуты работы Александра Родченко и Варвары Степановой? Какой же социалистический реализм без работ Александра Дейнеки? Но, в отличие от нынешней французской выставки, в книге артефакты искусства рассматриваются не с эстетической точки зрения (или, вернее, не только с нее), но и как свидетельства прошлого, данного нам в ощущениях — как далеких, так и все еще присутствующих в активной памяти. Перед нами не история искусства ХХ века, расписанная по годам начиная с 1900-го и заканчивая новым тысячелетием, но история страны, поданная под определенным углом и рассмотренная сквозь призму популярной логики исследований культуры повседневности.

Именно об этом говорит и вторая часть композиции книги, дополняющая ее визуальную составляющую, — фрагменты из печатных изданий 1900–2000-х годов. Они призваны очертить социальный и культурный контекст того или иного временного отрезка, дать читателю возможность почувствовать его «воздух».

Для составителей важно, что этот «воздух» дается как объективное представление о времени, призванное объединить патриотов и космополитов, красных и белых, авангардистов и классиков. Отсутствие обширного исторического и искусствоведческого комментария также работает на объективность или, точнее, отсутствие прямого идеологического объяснения.

Russia. The 20th Сentury — роскошно изданная книга, предназначенная для культурного экспорта. Отбор произведений и артефактов проводился скрупулезно, чтобы не допустить слома историко-культурной логики. Все здесь на своем месте. Нельзя не отметить своеобразного юмора книги, который, конечно, не бросается в глаза. Он может быть в самих изображениях — например, во фрагментах из журнала вековой давности «Будильник» — или читаться в способе размещения иллюстраций. Скажем, в соединении трех несоединимых работ, героем которых оказывается Леонид Ильич Брежнев. Две из них вполне официальны, а третья относится к классике раннего концептуализма, точнее, соц-арта. Думается, любой профессиональный зритель расставил бы приоритеты, но в рамках историко-культурной логики все точки зрения имеют значение, все голоса должны прозвучать.

Просмотры: 1423
Популярные материалы
1
Алена Долецкая стала креативным консультантом Третьяковки
В новой должности она займется продвижением выставок
16 января 2018
2
Выставка «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» пройдет в фонде IN ARTIBUS
Проект впервые представит публике серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы редкого для российских музеев Шарля Деспио.
16 января 2018
3
Найден неизвестный ранее рисунок ван Гога
Находка помогла атрибутировать другую работу художника.
17 января 2018
4
В Иране открылся первый музей, посвященный художнице
Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране.
16 января 2018
5
Катрина Нейбурга: «Если отличную идею не удалось воплотить за полгода, я брошу ее и примусь за что-то еще»
Латвийская художница и сценограф о будущем проекте для I Рижской биеннале современного искусства (состоится в июне 2018 года), эзотерическом шорт-листе, любви к классической музыке и парикмахерам.
16 января 2018
6
Три выставки недели
Живописец Павел Корин в Новой Третьяковке, фотографии Бориса Кустодиева в Мультимедиа Арт Музее и «Учреждение культуры» в Stella Art Foundation.
19 января 2018
7
15 новых музеев, которые удивят мир в 2018 году
Какие музеи и галереи совсем скоро появятся в Москве, Лондоне, Париже, Шанхае и над чем работают лауреаты Прицкеровской премии, читайте в подборке The Art Newspaper Russia.
22 января 2018
8
Парижанам не понравилась скульптура Джеффа Кунса в память о жертвах терактов
Монумент «Букет тюльпанов» задумывался как подарок США Франции, однако его возможная установка перед Пале-де-Токио вызвала протест у художников и жителей города. Решение примет Министерство культуры Франции.
22 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru