The Art Newspaper Russia
Поиск

Воздух времени в ощущениях и артефактах

История России ХХ века, представленная в произведениях искусства, объектах культуры и визуальных символах

Russia. The 20th Сentury. Vladimir Potanin Foundation, 2016. 487 с.

Russia. The 20th Сentury. Vladimir Potanin Foundation, 2016. 487 с.

Созданную при содействии Благотворительного фонда Владимира Потанина альбомного формата книгу Russia. The 20th Century («Россия. ХХ век») можно и нужно рассматривать как часть актуального международного проекта, знакомящего зарубежного зрителя с искусством второй половины ХХ века. Другой частью этой инициативы является обширная выставка «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000-х годов», проходящая сейчас в Центре Помпиду в Париже и включающая 250 работ мастеров советского неофициального искусства и значимых авторов 1990-х годов. Кураторами этой выставки выступили Ольга Свиблова и Николя Лиуччи-Гутников, а сами работы предоставили коллекционеры Екатерина и Владимир Семенихины, Инна Баженова, Тамаз и Ивета Манашеровы и другие. Важен и тот факт, что все работы подарены в экспозицию Центра Помпиду, где теперь и будут находиться.

По сравнению с выставкой «КОЛЛЕКЦИЯ!» книга Russia. The 20th Сentury не фокусируется на отдельных именах и тем более не ориентируется на те или иные художественные движения. Можно даже сказать, что авторские произведения составляют здесь небольшую часть и рассматриваются на фоне множества других культурных явлений, которым не суждено попасть в историю искусства в ее привычном смысле. Среди таких произведений массовой культуры — пропагандистские и рекламные плакаты 1910–1920-х годов, образцы любительского творчества, фрагменты кинематографических лент советского периода, фарфоровые статуэтки и многое, многое другое.

Все это может вызвать вопрос о том, почему в книге отсутствуют произведения, без которых невозможно представить себе искусство ХХ века. Где же «Черный квад­рат»? Где Василий Кандинский? Почему в главах о 1920-х годах не упомянуты работы Александра Родченко и Варвары Степановой? Какой же социалистический реализм без работ Александра Дейнеки? Но, в отличие от нынешней французской выставки, в книге артефакты искусства рассматриваются не с эстетической точки зрения (или, вернее, не только с нее), но и как свидетельства прошлого, данного нам в ощущениях — как далеких, так и все еще присутствующих в активной памяти. Перед нами не история искусства ХХ века, расписанная по годам начиная с 1900-го и заканчивая новым тысячелетием, но история страны, поданная под определенным углом и рассмотренная сквозь призму популярной логики исследований культуры повседневности.

Именно об этом говорит и вторая часть композиции книги, дополняющая ее визуальную составляющую, — фрагменты из печатных изданий 1900–2000-х годов. Они призваны очертить социальный и культурный контекст того или иного временного отрезка, дать читателю возможность почувствовать его «воздух».

Для составителей важно, что этот «воздух» дается как объективное представление о времени, призванное объединить патриотов и космополитов, красных и белых, авангардистов и классиков. Отсутствие обширного исторического и искусствоведческого комментария также работает на объективность или, точнее, отсутствие прямого идеологического объяснения.

Russia. The 20th Сentury — роскошно изданная книга, предназначенная для культурного экспорта. Отбор произведений и артефактов проводился скрупулезно, чтобы не допустить слома историко-культурной логики. Все здесь на своем месте. Нельзя не отметить своеобразного юмора книги, который, конечно, не бросается в глаза. Он может быть в самих изображениях — например, во фрагментах из журнала вековой давности «Будильник» — или читаться в способе размещения иллюстраций. Скажем, в соединении трех несоединимых работ, героем которых оказывается Леонид Ильич Брежнев. Две из них вполне официальны, а третья относится к классике раннего концептуализма, точнее, соц-арта. Думается, любой профессиональный зритель расставил бы приоритеты, но в рамках историко-культурной логики все точки зрения имеют значение, все голоса должны прозвучать.

Просмотры: 1963
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
6
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
9
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
10
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru