The Art Newspaper Russia
Поиск

Надеялись на Босха

В Эрмитаже завершилась реставрация картины, созданной последователем Иеронима Босха, — копии центральной части триптиха «Сад земных наслаждений»

Версия центральной части триптиха Босха Сад земных наслаждений выполнена неизвестным художником / Эрмитаж

Версия центральной части триптиха Босха Сад земных наслаждений выполнена неизвестным художником / Эрмитаж

В ноябре работу покажут на выставке в Мен­шиковском двор­це, по­сещение которого Сбербанк — спонсор реставрации — в честь своего 175-летия сделает бесплатным с 12 по 30 ноября включительно .

Картина поступила в Государственный Эрмитаж в 1922 году из петроградской антикварной галереи Роберта Ауэра и в инвентарной книге была записана как «Райский сад». К нашему времени изображение было практически невозможно разглядеть под слоями сильно потемневшей олифы и масла, с помощью которого в галерее Ауэра (или же несколько раньше) вещи придавали блеск и товарный вид.

Вот что рассказал коррес­понденту TANR Николай Зыков, хранитель нидерландской живописи XV–XVI веков: «Вещь эта была известна всем хранителям, но никогда не публиковалась Эрмитажем. Она не попадала ни в экспозицию, ни в каталог даже под знаком вопроса, поскольку вызывала большие сомнения. Так, хранитель и исследователь нидерландской живописи Николай Никулин предпо­лагал в ней возможную подделку XIX века. Вероятно, сотрудники музея, помня об опыте распродаж 1930-х годов, опасались, что такое громкое имя, как Иероним Босх, спровоцирует нежелательный интерес к работе и приведет к ее вымыванию из коллекции…»

В Эрмитаже давно и долго обсуждали возможность реставрации произведения и с начала 2015 года исследовали картину.
Как показал анализ красок, техника письма вполне отвечает XV–XVI векам нидерландской живописи. Затем картину стали расчищать, прежде всего сняли почерневшую олифу. Под слоем загрязнений обнаружилась живопись с большим количеством реставрационных наслоений, записей и исправлений, что точно не укладывалось в хронологические рамки XIX века.

Картина написана на доске, которая в XIX веке была паркетирована, поэтому значительных утрат красочного слоя, за исключением стыков четырех досок, здесь практически нет. Поскольку живопись была в сравнительно хорошем состоянии, то сама реставрация заняла немногим больше года.

Сейчас в Эрмитаже идет планомерная работа по реставрации нидерландских картин. В 2012 году музей представил триптих Гуго ван дер Гуса «Поклонение волхвов», а в этом году — «Святого Луку, рисующего Мадонну» Рогира ван дер Вейдена. В лаборатории научной реставрации станковой живописи в Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая Деревня» над всеми этими вещами работал художник-реставратор Валерий Бровкин.

Выяснилось, что на картине, созданной последователем Иеронима Босха, в верхнем слое живописи были переписаны одним коричневато-рыжим цветом прически всех людей. Почти все обнаженные фигуры прикрыли набедренными повязками, а в живописи XVIII или XIX века вряд ли стали бы прикрывать наготу. Если брать знаменитую (недавно так скандализированную) босховскую сцену с человеком и цветами в анусе, то в эрмитажной работе количество цветов было значительно увеличено именно поздними записями. Реставрационная комиссия приняла решение снять поздние наслоения, также были удалены записи с полностью переписанного неба. Интересно, что оригинальный слой живописи был в очень хорошей сохранности.

«Сад земных наслаждений» написан Босхом не позднее 1515 года по заказу герцогов Нассау и хранился в их доме. В 1568 году герцог Альба конфисковал картину и увез в Испанию, где она стала звездой королевского собрания. Эрмитажная работа, представляющая собой копию центральной части «Сада», в два с лишним раза меньше оригинала. Сложно сказать, для кого и кто выполнил эту копию, но реплику писал хороший художник, при копировании не следовавший оригиналу дословно. Хотя оригинал он, скорее всего, видел. Свою работу последователь Иеронима Босха сделал не просто повторением, а картиной, полноценной и самодостаточной. Может быть, эта версия даже интереснее других копий с Босха, выполненных в характере художника. Автор этой работы уменьшает размер и убирает часть фигур. Он воспроизводит Босха в своем понимании и в понимании своего времени: такова маньеристическая моделировка тел, набирающие мускулатуру человеческие фигуры. Создается иная картина, чем у Босха, — гораздо более живописная и глубокая по цвету.

На обороте работы есть этикетка на испанском языке с номером (должно быть, порядковым номером в коллекции или списке), надписью El Bosco, названием «Страшный суд» и именем Рейневаль — так звали увлекавшегося живописью посла Франции в Испании в первой половине XIX века. Можно предположить, что работа происходит из его коллекции.

Куратор выставки в голландском Хертогенбосе, координатор «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха» Матхейс Илсинк в целом согласился с датировкой картины серединой XVI века.

Немецкий дендрохронолог Питер Кляйн, специалист по датировке досок, служащих основой для произведений нидерландской живописи, в сентябре приезжавший в Петербург благодаря Фонду британских друзей Эрмитажа, уверенно датировал произведение временем начиная с 1556 года. На основании этого можно сказать, что картина написана в Нидерландах до того момента, как оригинал был увезен герцогом Альбой в Испанию.

После выставки в Меншиковском дворце, где будет также рассказываться о ходе реставрации, картина совершенно точно войдет в экспозицию: у «Пейзажа с легендой о святом Христофоре» последователя Босха Яна Мандейна в Романовской галерее Эрмитажа всегда стоит толпа.

Как одна из нестандартных копий с мастера, произведений которого нет в государственных музеях России, работа будет включаться в выставки околобосховского наследия. Можно надеяться, что это вызовет приток мнений специалистов и, возможно, позволит атрибутировать эрмитажную вещь конкретному автору.

Материалы по теме
Просмотры: 6415
Популярные материалы
1
Самые ожидаемые выставки 2017 года в мире
Абу-Даби, Берлин, Венеция, Лондон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж, Сан-Франциско — чем удивят зрителей ведущие музеи мира.
19 января 2017
2
Московская биеннале современного искусства возвращается в Манеж
Куратором основного проекта, который пройдет в ЦВЗ «Манеж», станет Юко Хасегава, а темой биеннале, которая откроется 15 сентября, — «Заоблачные леса».
23 января 2017
3
Объявлены художники павильона России на 57-й Венецианской биеннале современного искусства
Комиссар павильона России Семен Михайловский объявил, что представлять отечественное искусство в этом году будут Гриша Брускин, Саша Пирогова и дуэт Recycle. Темой российского павильона станет «театр жизни и смерти»
21 января 2017
4
Топ-10 музейных приобретений 2016 года
В прошлом году новые экспонаты музеи получали в дар, покупали за собственные деньги, а также прибегали к краудфандингу, чтобы собрать с миру по нитке на пополнение коллекций.
17 января 2017
5
Кафтан — современник Петра I обрел вторую жизнь
В Эрмитаже завершилась реставрация предметов одежды, поднятых со дна Балтийского моря во время археологических исследований торгового судна, затонувшего в Выборгском заливе в 1724 году.
20 января 2017
6
Новым директором Тейт станет Мария Бэлшоу
Бывший руководитель двух манчестерских художественных музеев займет директорское кресло в Тейт с 1 июня, сменив на этом посту сэра Николаса Сероту.
17 января 2017
7
Что случилось в мире искусства 19 января
Подробности передачи Исаакиевского собора РПЦ, будущее Музея современного искусства Антверпена, лекции фестиваля «Оттепель», защита Испанской лестницы в Риме и другие новости дня — в нашем вечернем обзоре.
19 января 2017
8
Ученые Петербурга против передачи РПЦ Исаакиевского собора
Санкт-Петербургский союз ученых заявил, что передача РПЦ памятника истории, культуры и архитектуры — Исаакиевского собора противоречит Конституции и нанесет ущерб научной деятельности музея.
18 января 2017
9
Что случилось в мире искусства 18 января
Запрет митинга против передачи Исаакиевского собора РПЦ, очередная подделка, выявленная Sotheby’s, обжалование решения суда по cкифскому золоту, отжимания на алтаре и другие новости дня — в нашем вечернем обзоре.
18 января 2017
10
Три выставки недели
Французский фотограф Филипп Шансель в Мультимедиа Арт Музее, метаморфозы отечественного портрета за 100 лет на ВДНХ, мастер городских видов XIX века Василий Садовников в Музее истории Санкт-Петербурга.
20 января 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru