18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В бывшей резиденции Хусейна открыт историко-культурный центр

№48
Материал из газеты

Британская армия и Британский музей вызвались помочь обустроить здание и оснастить его залы

Путь от проекта Музея Басры в бывшей резиденции Саддама Хусейна до воплощения идеи занял восемь лет. После недавнего открытия его принял под свое крыло Национальный музей Ирака в Багдаде, одно из самых авторитетных учреждений культуры в стране.

Целое поколение выросло в Южном Ираке без своего музея, поэтому, несмотря на сложности, создание его — огромное достижение. Старый городской музей в историческом центре Басры разграбили во время первой войны в Персидском заливе в 1991-м и разрушили в ходе вторжения в Ирак в 2003-м.

К счастью, часть собрания к тому времени успели эвакуировать в Багдад. Бывший директор музея Мудхар Абд аль-Хай погиб в 2005 году. Три года спустя сменивший его Кахтан аль-Абид решил претворить в жизнь мечту о восстановлении музея в Басре.

Британская армия и Британский музей вызвались помочь обустроить новое здание всем необходимым с точки зрения безопасности, системой кондиционирования и современным оснащением залов. Под музей выделили дворец Лейксайд, после свержения Саддама занятый британскими военными.

Процесс восстановления шел медленно: фандрайзинг в Ираке не распространен. Сначала власти провинции Басра пообещали вложить в проект $3 млн, но из-за дефицита бюджета денег не перечислили. Почти £500 тыс. собрал благотворительный фонд, основанный Джоном Кертисом, бывшим куратором Британского музея. Львиная доля этих средств поступила от нефтяной компании BP.

Музею по-прежнему не хватает финансирования, чтобы полноценно функционировать. Поэтому аль-Абид решил открывать его частями, начав с залов, посвященных истории Басры с III века до н.э. вплоть до XIX века н.э. Три зала древних цивилизаций Шумера, Вавилона и Ассирии откроются через пару лет. На окончание работ требуется еще около £450 тыс. Вопрос о выделении гранта рассматривается британским Фондом защиты культурного наследия, решение примут в ноябре.

В течение многих лет коллекция старого музея хранилась в Багдаде в Национальном музее Ирака. После длительных переговоров чиновники согласились вернуть в Басру 550 экспонатов. Они присоединились к 160 предметам, в основном времен Османской империи, которые остались в городе. Их транспортировка в Басру (500 км по дорогам Ирака) вышла серьезным испытанием. Власти утвердили график перевозок и обеспечили транспорту военный эскорт. В итоге экспонаты приехали за неделю до запланированного открытия.

«Времени едва хватило для того, чтобы разместить эти вещи на стеллажах и в витринах», — вспоминает директор музея. Многие из этих предметов небольшого размера (в том числе 150 монет), и выставочное пространство площадью 400 кв. м пока заполнено лишь частично.

Нехватку экспонатов компенсируют местными археологическими раскопками, находки из которых займут свободные места в пустующих витринах.

Энергичный директор не теряет надежды, он уже набрал группу из 40 волонтеров, которые будут работать в музее бесплатно — что, вообще-то, большая редкость для Ирака. Аль-Абид надеется, что благодаря лекторию и архивам музей станет культурным центром региона.

Ежедневную работу музея финансирует Государственный совет по древностям и культурному наследию.

Несмотря на сохраняющуюся в Басре политическую и социальную напряженность, аль-Абид утверждает, что этот район Ирака уже относительно безопасен. Для охраны коллекции установлены стальные двери, а также защита на окнах. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+