18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В бывшей резиденции Хусейна открыт историко-культурный центр

№48
Материал из газеты

Британская армия и Британский музей вызвались помочь обустроить здание и оснастить его залы

Путь от проекта Музея Басры в бывшей резиденции Саддама Хусейна до воплощения идеи занял восемь лет. После недавнего открытия его принял под свое крыло Национальный музей Ирака в Багдаде, одно из самых авторитетных учреждений культуры в стране.

Целое поколение выросло в Южном Ираке без своего музея, поэтому, несмотря на сложности, создание его — огромное достижение. Старый городской музей в историческом центре Басры разграбили во время первой войны в Персидском заливе в 1991-м и разрушили в ходе вторжения в Ирак в 2003-м.

К счастью, часть собрания к тому времени успели эвакуировать в Багдад. Бывший директор музея Мудхар Абд аль-Хай погиб в 2005 году. Три года спустя сменивший его Кахтан аль-Абид решил претворить в жизнь мечту о восстановлении музея в Басре.

Британская армия и Британский музей вызвались помочь обустроить новое здание всем необходимым с точки зрения безопасности, системой кондиционирования и современным оснащением залов. Под музей выделили дворец Лейксайд, после свержения Саддама занятый британскими военными.

Процесс восстановления шел медленно: фандрайзинг в Ираке не распространен. Сначала власти провинции Басра пообещали вложить в проект $3 млн, но из-за дефицита бюджета денег не перечислили. Почти £500 тыс. собрал благотворительный фонд, основанный Джоном Кертисом, бывшим куратором Британского музея. Львиная доля этих средств поступила от нефтяной компании BP.

Музею по-прежнему не хватает финансирования, чтобы полноценно функционировать. Поэтому аль-Абид решил открывать его частями, начав с залов, посвященных истории Басры с III века до н.э. вплоть до XIX века н.э. Три зала древних цивилизаций Шумера, Вавилона и Ассирии откроются через пару лет. На окончание работ требуется еще около £450 тыс. Вопрос о выделении гранта рассматривается британским Фондом защиты культурного наследия, решение примут в ноябре.

В течение многих лет коллекция старого музея хранилась в Багдаде в Национальном музее Ирака. После длительных переговоров чиновники согласились вернуть в Басру 550 экспонатов. Они присоединились к 160 предметам, в основном времен Османской империи, которые остались в городе. Их транспортировка в Басру (500 км по дорогам Ирака) вышла серьезным испытанием. Власти утвердили график перевозок и обеспечили транспорту военный эскорт. В итоге экспонаты приехали за неделю до запланированного открытия.

«Времени едва хватило для того, чтобы разместить эти вещи на стеллажах и в витринах», — вспоминает директор музея. Многие из этих предметов небольшого размера (в том числе 150 монет), и выставочное пространство площадью 400 кв. м пока заполнено лишь частично.

Нехватку экспонатов компенсируют местными археологическими раскопками, находки из которых займут свободные места в пустующих витринах.

Энергичный директор не теряет надежды, он уже набрал группу из 40 волонтеров, которые будут работать в музее бесплатно — что, вообще-то, большая редкость для Ирака. Аль-Абид надеется, что благодаря лекторию и архивам музей станет культурным центром региона.

Ежедневную работу музея финансирует Государственный совет по древностям и культурному наследию.

Несмотря на сохраняющуюся в Басре политическую и социальную напряженность, аль-Абид утверждает, что этот район Ирака уже относительно безопасен. Для охраны коллекции установлены стальные двери, а также защита на окнах. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+