The Art Newspaper Russia
Поиск

Парадоксальная судьба миниатюрного промысла

В Государственном музее палехского искусства 27 октября открылась выставка «Монументальный Палех: фрески советских дворцов»

Когда и как миниатюрный Палех стал монументальным? Сколько всего за четыре предвоенных года сделано росписей? В каких городах можно и сейчас увидеть монументальный Палех 1930-х годов? Какие истории и драмы разворачивались за фасадами советских дворцов? Наконец, почему «Пушкин — наш!»?

Нынешняя выставка в Государственном музее палехского искусства в поселке Палех Ивановской области открывает публике монументальные произведения, созданные в 1936–1941 годах в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербург), Горьком (Нижний Новгород), Иванове, Кисловодске, Рыбинске, Свердловске (Екатеринбург), Саратове, Ярославле художниками — основателями палехского стиля.

Совместный проект фонда «Артель.Палех» и Государственного музея палехского искусства подводит итоги большой исследовательской работы. В экспозиции представлены эскизы росписей, архивные свидетельства и фотографии современного состояния старинной теперь уже живописи. Лишь в трех из девяти обследованных городов, хранивших на стенах своих общественных зданий монументальные палехские работы, росписи остались в первозданном состоянии: в Аничковом дворце (бывший Ленинградский дворец пионеров) в Петербурге, в бывшем Свердловском дворце пионеров в современном Екатеринбурге и в Ивановском дворце пионеров.

Судьба остальных произведений складывалась по-разному. Полностью утрачены росписи в кисловодском санатории «Кавказ», в гастрономе № 1 («Елисеевском») и во Дворце пионеров в городке Метростроя в Москве, во Дворце пионеров Нижнего Новгорода. Частично закрашена или зашита гипсокартоном живопись в Доме культуры «Авиатор» в Рыбинске, в Ярославском городском дворце пионеров.

Но особенно трагична судьба росписей Саратовского театра юного зрителя. Закрашенные в начале 1960-х годов росписи, точнее, их небольшие фрагменты появились из-под слоев облупившейся краски во время пожара 2012 года, но после реконструкции, завершившейся этой осенью, были закрыты баннерами, так и не получив охранного статуса.

Светлана Короленко, президент фонда «Артель.Палех», так объясняет главный посыл выставки: «Мы поставили перед собой амбициозную цель — показать современному зрителю феномен палехского искусства с неожиданного ракурса. Новая страница советской культуры, известная лишь наследникам художников и немногим профессионалам, теперь открыта для дальнейшего изучения и осмысления».

Экспозиция открывает оставшийся в стороне от искусствоведов альтернативный вариант развития художественной традиции, уходящий корнями в древнерусскую иконопись и монументальное искусство. Но, как стало видно на выставке, стиль Палеха, созданный бывшими иконописцами практически одновременно с русским конструктивизмом, имел сложную судьбу.

Проект «Монументальный Палех: фрески советских дворцов» фонда «Артель.Палех» в прошлом году стал победителем XII грантового конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Открытая коллекция». Выиграть конкурс помогла генеральная идея проекта — проследить современную судьбу росписей советских времен и сделать профессиональную фотодокументацию живописи, созданной палехскими художниками во второй половине 1930-х — начале 1940-х годов.

Просмотры: 1923
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
3
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
4
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
5
Шесть тезисов Ильи Кабакова
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями.
16 апреля 2018
6
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
7
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
8
Анатолий Зверев: больше жизни, больше искусства!
Единственный в России частный музей, посвященный одному художнику — легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, отмечает третий день своего рождения масштабной выставкой «ЗВЕРЕВ-GALA».
16 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru