The Art Newspaper Russia
Поиск

Парадоксальная судьба миниатюрного промысла

В Государственном музее палехского искусства 27 октября открылась выставка «Монументальный Палех: фрески советских дворцов»

Когда и как миниатюрный Палех стал монументальным? Сколько всего за четыре предвоенных года сделано росписей? В каких городах можно и сейчас увидеть монументальный Палех 1930-х годов? Какие истории и драмы разворачивались за фасадами советских дворцов? Наконец, почему «Пушкин — наш!»?

Нынешняя выставка в Государственном музее палехского искусства в поселке Палех Ивановской области открывает публике монументальные произведения, созданные в 1936–1941 годах в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербург), Горьком (Нижний Новгород), Иванове, Кисловодске, Рыбинске, Свердловске (Екатеринбург), Саратове, Ярославле художниками — основателями палехского стиля.

Совместный проект фонда «Артель.Палех» и Государственного музея палехского искусства подводит итоги большой исследовательской работы. В экспозиции представлены эскизы росписей, архивные свидетельства и фотографии современного состояния старинной теперь уже живописи. Лишь в трех из девяти обследованных городов, хранивших на стенах своих общественных зданий монументальные палехские работы, росписи остались в первозданном состоянии: в Аничковом дворце (бывший Ленинградский дворец пионеров) в Петербурге, в бывшем Свердловском дворце пионеров в современном Екатеринбурге и в Ивановском дворце пионеров.

Судьба остальных произведений складывалась по-разному. Полностью утрачены росписи в кисловодском санатории «Кавказ», в гастрономе № 1 («Елисеевском») и во Дворце пионеров в городке Метростроя в Москве, во Дворце пионеров Нижнего Новгорода. Частично закрашена или зашита гипсокартоном живопись в Доме культуры «Авиатор» в Рыбинске, в Ярославском городском дворце пионеров.

Но особенно трагична судьба росписей Саратовского театра юного зрителя. Закрашенные в начале 1960-х годов росписи, точнее, их небольшие фрагменты появились из-под слоев облупившейся краски во время пожара 2012 года, но после реконструкции, завершившейся этой осенью, были закрыты баннерами, так и не получив охранного статуса.

Светлана Короленко, президент фонда «Артель.Палех», так объясняет главный посыл выставки: «Мы поставили перед собой амбициозную цель — показать современному зрителю феномен палехского искусства с неожиданного ракурса. Новая страница советской культуры, известная лишь наследникам художников и немногим профессионалам, теперь открыта для дальнейшего изучения и осмысления».

Экспозиция открывает оставшийся в стороне от искусствоведов альтернативный вариант развития художественной традиции, уходящий корнями в древнерусскую иконопись и монументальное искусство. Но, как стало видно на выставке, стиль Палеха, созданный бывшими иконописцами практически одновременно с русским конструктивизмом, имел сложную судьбу.

Проект «Монументальный Палех: фрески советских дворцов» фонда «Артель.Палех» в прошлом году стал победителем XII грантового конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Открытая коллекция». Выиграть конкурс помогла генеральная идея проекта — проследить современную судьбу росписей советских времен и сделать профессиональную фотодокументацию живописи, созданной палехскими художниками во второй половине 1930-х — начале 1940-х годов.

Просмотры: 2492
Популярные материалы
1
Василий Бычков: «Вместо одного ЦДХ у нас теперь две площадки»
Ярмарки и галереи переезжают в Гостиный Двор и в «Новый ЦДХ» на «Павелецкой», где уже в конце апреля откроется выставка Энди Уорхола.
18 февраля 2019
2
Брат за брата, меценат против мецената
Монументальный труд «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» призван столетие спустя восстановить справедливость в отношении владельцев знаменитых частных собраний искусства.
15 февраля 2019
3
Скульптуры Эрнста Неизвестного могут оказаться на улице
Наследию художника угрожает конфликт между его женой и дочерью.
19 февраля 2019
4
Венецианский беглец: Лоренцо Лотто как великий портретист
Даже и сотни лет спустя художники эпохи Возрождения нередко воспринимаются через призму иерархии, существовавшей при их жизни и во многом ее определявшей. Но историки искусства стремятся отдать должное каждому по отдельности.
15 февраля 2019
5
Александр Сокуров сделает проект для Венецианской биеннале по мотивам живописи старых мастеров
Картины из собрания Эрмитажа станут основой для проекта кинорежиссера в павильоне России в Венеции, а его реализацией займутся студенты.
20 февраля 2019
6
«Омовение ног» в истинном свете
Реставрация старообрядческого образа помогла найти под состаренной иконой XX века живопись второй половины XVI столетия.
15 февраля 2019
7
Человек, шагающий по направлению к самому себе
Еще одна биография Альберто Джакометти — вынужденно краткая, но вполне достоверная.
15 февраля 2019
8
Коллекцию Третьяковки пополнили две картины основателя «Группы девяти» Михаила Никонова
По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, пополнение собрания музея сейчас возможно только за счет даров коллекционеров и приобретений благотворителей.
19 февраля 2019
9
В мюнхенской Пинакотеке модернизма вспоминают Баухаус
Столетие Баухауса, отмечаемое во всем мире, дало музею повод показать все свое собрание дизайна.
19 февраля 2019
10
Почти как при Фамусове
В марте Музей современной истории России открывает для публики воссозданные интерьеры бывшего Английского клуба.
20 февраля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru