18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Памяти Ольги Сергеевны Евангуловой

С именем профессора кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Ольги Сергеевны Евангуловой соотносится драгоценное сегодня понятие — ШКОЛА. На протяжении многих лет Ольга Сергеевна и ее супруг, доктор искусствоведения Игорь Васильевич Рязанцев, растили и пестовали эту школу исследователей, знатоков, хранителей знания о российской культуре XVIII столетия. Важна была идея формирования учеников школы как профессионалов высокого класса. Но не только. Первостепенной становилась задача воспитания каждого «ребенка» евангуловской школы в качестве свободной и наделенной широким кругозором Личности со своей мировоззренческой системой, отношением к эстетическим и этическим проблемам художественной и научной жизни. Потому так важны были встречи вне рамок университетской скамьи, общие собрания, симпозиумы выпускников и учеников Школы разных лет в прекрасной усадьбе Ольги Сергеевны и Игоря Васильевича в поселке Отдых близ Москвы. Жаркие диспуты, прогулки по лесным аллеям, игры в буриме, чаепития за древним столом под абажуром — все эти приметы усадебной жизни сплачивали научных детей Ольги Сергеевны, позволяя хотя бы на время доподлинно понять, что такое счастье жить «во вкусе умной старины».

Принадлежность Школе Ольги Сергеевны Евангуловой требует большой самоотдачи и владения разными методами изучения художественного мира века Просвещения, от формального до структуралистского. При этом догматичное понимание, шаблонная апологетика какого-либо из них неприемлемы. Не допускается косность и догматизм. Приветствуется широта кругозора, подвижность в умении оперировать различными системами истолкования текстов эпохи, способствующая объемному и универсальному пониманию ее образа. Диапазон исследовательских интересов самой Ольги Сергеевны огромен. Среди изданных книг — монографии по архитектуре («Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века»), живописи («Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в.: Проблемы становления художественных принципов Нового времени», «Портретная живопись в России второй половины XVIII века», совместно с А.А.Каревым), усадебной культуре («Художественная „Вселенная“ русской усадьбы»), вопросам становления эстетического самосознания эпохи («Русское художественное сознание XVIII века и искусство западноевропейских школ»).

Наверное, счастье, что за полвека Ольга Сергеевна, словно садовник прекрасного имения, вырастила целую огромную семью тех, кто хранит и просвещает на предмет культуры и искусства «осьмнадцатого века». Ученики профессора Евангуловой работают во всех крупнейших музеях, научно-исследовательских, педагогических институтах России и не только.

Сегодня эта семья осиротела. Школа осталась без директора, Сад — без садовника. Трагично. Однако грех уныния не сломит. Сама Ольга Сергеевна точно не одобрила бы покорность черной меланхолии. Осталась Школа. Ведомые преемником Ольги Сергеевны, профессором Московского университета Андреем Александровичем Каревым ученики объединятся ради спасения Сада, Традиций и Знания.

Сергей Хачатуров

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+