The Art Newspaper Russia
Поиск

Как пожар помог в восстановлении обгоревших книг

За 12 лет веймарская Библиотека герцогини Анны-Амалии спасла около полумиллиона страниц

MARTIN SCHUTT /PICTURE-ALLIANCE /DPA/AP IMAGES

MARTIN SCHUTT /PICTURE-ALLIANCE /DPA/AP IMAGES

В 2004 году, через десять дней после пожара в Библиотеке герцогини Анны-Амалии, почти полностью уничтожившего бесценную сокровищницу немецкой национальной культуры, газета Berliner Zeitung написала, что собрание «не подлежит восстановлению» и «глупо» пытаться вернуть к жизни сгоревшие книги.

Но в веймарской библиотеке сочли иначе: все, что может быть спасено, должно быть спасено. Около 50 тыс. книг сгорели дотла и утрачены навсегда — но еще 118 тыс. экземпляров удалось сохранить. К началу 2016 года из них отреставрировано уже 95 660 томов. О труде реставраторов рассказывает постоянная экспозиция, открытая в библиотеке в этом году.

«У любой реставрационной мастерской перед такими объемами опустились бы руки, — говорит директор Библиотеки герцогини Анны-Амалии Михаэль Кнохе. — Но мы сотрудничали со множеством реставрационных организаций по всему миру, и при этом нам удалось не уронить уровень качества. Эта беспрецедентная по масштабу работа изменила представления, существовавшие в мире книжной реставрации».

Пожар 2 сентября 2004 года, случившийся из-за неисправности старой электропроводки, охватил историческое здание библиотеки вместе со знаменитым залом Рококо, внесенным в список культурного наследия ЮНЕСКО, незадолго до начала давно планировавшегося ремонта. В числе пострадавших и уничтоженных сокровищ оказались музыкальные коллекции Анны-Амалии и дочери Павла I великой княгини Марии Павловны, а также редкая коллекция иудаики и 37 живописных полотен XVII–XIX веков.

В ту трагическую ночь пожарные, работники библиотеки и волонтеры, выстроившись в живую цепочку, смогли спасти тысячи книг. Сорок семь тонн обгоревших томов было перевезено в Лейпцигский центр книжной реставрации, где их обернули и высушили. Выложенные в ряд, поврежденные книги растянулись бы на целых 3 км. Обложки 37 тыс. экземпляров пострадали от огня и воды, 56 тыс. — от дыма либо еще раньше были повреждены защищающими древесину химикатами и коррозией. От 25 тыс. экземпляров остались только обгоревшие фрагменты.

В 2004 году восстановить их почерневшие останки, «пепельные книги», не представлялось возможным из-за огромного объема ручного труда, которого потребовала бы эта работа, но на сегодняшний день восстановлено больше половины из 1,2 млн страниц. Веймарская библиотека запатентовала придуманную ее реставраторами технологию: несколько поврежденных хрупких листов можно одновременно подвергнуть влажной восстановительной обработке и одновременно же поместить в компрессионный картридж.

На выставке в библиотеке показано, что происходит с бумагой, кожей и пергаменом под воздействием воды, высокой температуры и огня. Различные реставрационные техники демонстрируются с использованием книг, их фрагментов и видео.
Восстановление здания библиотеки, заново открывшегося уже в 2007 году, стоило €13 млн. Реставрация книг обойдется дороже и продлится гораздо дольше. К концу 2015 года удалось собрать €40,5 млн из необходимых €67 млн. По оценкам библиотеки, чтобы завершить восстановление «пепельных книг» и консервацию особенно сильно пострадавших уникальных музыкальных рукописей, понадобится еще не менее восьми лет. 

Просмотры: 2699
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
4
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
5
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
6
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
7
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
8
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
9
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
10
Крутой маршрут Василия Шухаева
Авторы новой книги прослеживают мытарства и триумфы художника, который был и парижским обитателем, и магаданским зэка, и чье творчество вовсе не было ограничено неоакадемическим амплуа, как принято думать.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru