The Art Newspaper Russia
Поиск

Рекорды соцреализма из коллекции ИРРИ

Пять произведений ХХ века из собрания Института русского реалистического искусства в зеркале отечественного арт-рынка

«В пути»

Блестящий пример индустриального пейзажа Георгия Нисского конца 1950-х годов — картина В пути, над которой художник работал пять лет, многократно изменяя композицию. Технологические исследования во время реставрации выявили многочисленные исправления: например, увеличенный и передвинутый вправо солнечный диск, к которому сходятся основные диагонали картины. Работы Нисского на тему железной дороги связаны с его детскими впечатлениями, когда мальчик  жил в поселке у маленькой станции в Белоруссии. Сам Нисский вспоминал: «Семафор, разбег рельсов, уходящий за поворот леса, шумливый бор с мачтовыми соснами и бескрайность белорусских полей с поземками… все это незабываемо и до сих пор сжимает сердце сладостью неизгладимых впечатлений».

Спустя полгода после громкой продажи полотна Над снегами, на осенних русских торгах Sotheby’s Алексей Ананьев, основатель Института русского реалистического искусства,  приобрел еще одну эффектную вещь Георгия Нисского. Впрочем, на этот раз индустриальный пейзаж обошелся ему почти втрое дешевле: картина приобретена по нижнему эстимейту плюс комиссия аукционного дома. Едва ли произведения художника подобного уровня появятся на публичных торгах в ближайшее время, особенно после того, как этой весной разгорелся скандал вокруг Международной конфедерации союзов художников, якобы незаконно вывозившей шедевры советского искусства за границу.

Эстимейт: $783 100 — 1 096 340
Цена молотка: $783,1 тыс. (без учета комиссии покупателя)(вторая позиция в рейтинге самых дорогих работ художника)


«Спортсменка, завязывающая ленту»

Графическая работа Спорт­сменка, завязывающая ленту — эскиз к картине 1951 года Купальщица из Третьяковской галереи.

С момента покупки работы Алексеем Ананьевым в 2008 году многое изменилось: рынок русского искусства успел пережить взлеты и падения, а коллекционер основал частный музей — Институт русского реалистического искусства. Спортсменка Дейнеки стала визитной карточкой музея, но сохранила позицию самой дорогой графической работы художника. Для справки: рекорд на живопись Дейнеки был установлен в 2015 году, когда на аукционе MacDougall’s картина За занавеской была продана за $2,963 млн.

Эстимейт: $270 596 — 405 894
Цена молотка: $920,5 тыс. (без учета комиссии покупателя) (мировой рекорд цены на графику художника)


«Над снегами»

Конец 1950-х — 1960-е годы — значимый период в творчестве Георгия Нисского. В это время он возвращается к стилистике ранних произведений, отмеченных лаконизмом и графичностью. Среди безусловных шедевров этого времени — работа Над снегами. Самолет с обтекаемым фюзеляжем, резко выхваченный цветом, становится главным персонажем полотна, средоточием его динамики, зримым свидетельством покорения пространства и времени человеком. Изначально считалось, что на картине Нисского изображен самолет Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолет. Однако эксперты Московского авиационного института сочли, что это, скорее всего, самолет Ил-62М. Тем не менее к этому уточнению не стоит относить­ся строго, следует учитывать право живописца на художественный вымысел. Покупка Алексеем Ананьевым на аукционе Sotheby’s в июне 2014 года картины Георгия Нисского Над снегами из коллекции Международной конфедерации союзов художников установила исторический рекорд цены для советской официальной живописи.

Эстимейт: $838 150 — 1 173 410
Цена молотка: $2,5 млн (без учета комиссии покупателя) (мировой рекорд цены на произведение художника, по данным аукционных продаж)


«Портрет Климента Ворошилова в кабинете»

Ученик Ильи Репина и автор картины Ленин в Смольном Исаак Бродский вошел в историю советского искусства как художник-реалист, поставивший свой талант на службу революции. Климента Ворошилова, наркома обороны, одного из первых маршалов Советского Союза, он изобразил в его рабочем кабинете. Хотя картина Бродского советского периода была приобретена на аукционе «Сов­ком» за внушительную по тем временам сумму, уже в июне 2009-го она показалась бы смехотворной: на аукционе Sotheby’s в Лондоне дореволюционное полотно этого художника ушло почти в десять раз дороже — за $1,3 млн, и цены на его произведения выросли.

Эстимейт: $135 298 — 216 476
Цена молотка: $184,1 тыс. (без учета комиссии покупателя) (третья позиция в рейтинге самых дорогих работ художника)


«Три художника»

«В 1963 году мы вместе ездили в Архангельск с Исааком Зильберманом, — вспоминает близкий друг Попкова художник Карл Фридман. — Витя там сделал картину Что делать?. В комнате, где мы жили, зеркальный шкаф, в котором отражается задумчивый Виктор. Впереди у него этюдник на ножках, но он не пишет — думает. Слева я пишу, а справа он изобразил не Зильбермана — как он сказал — а Сорочкина». Вероятно, Фридман говорит о работе Три художника, которую он в своих воспоминаниях называет Что делать?. Симптоматично, что в этой картине Попков запечатлел себя погруженным в глубокие раздумья, отказавшись от стандартного для художника изображения за работой, о его ремесле напоминает разве что угол этюдника. Расположив свой портрет в зеркальном отражении, художник дистанцируется от действия внутри пространства картины и помещает себя фактически в пространство за пределами рамы. Здесь он скорее созерцатель, а не создатель, что роднит художника со зрителем.

Три художника Виктора Попкова — самое свежее приобретение Алексея Ананьева из этого рейтинга и вторая по стоимости работа художника. На фоне общего снижения цен и падения продаж на рынке русского искусства две с лишним сотни тысяч долларов (кстати, выше эстимейта!), которые коллекционер заплатил за эту картину летом 2016 года, нагляднее всего доказывают, что отечественное искусство музейного качества по-прежнему востребованно.

Эстимейт: $116 207 — 174 311
Цена молотка: $227,331 тыс. (без учета комиссии покупателя)(вторая позиция в рейтинге самых дорогих работ художника)

Материалы по теме
Просмотры: 4727
Популярные материалы
1
Выставки коллекций Щукина и Морозова в ГМИИ и Эрмитаже будут уникальными
На выставках в Москве, Петербурге и Париже разрозненные части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз: картины импрессионистов и постимпрессионистов слишком хрупки для частых путешествий.
21 марта 2019
2
Социалистический сюрреализм Комара и Меламида
Первая большая ретроспектива легендарных авторов соц-арта открылась в Московском музее современного искусства.
21 марта 2019
3
Елизавета Лихачева: «Музей — идеальное место для дискуссий»
Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева был создан 55 лет назад, а 85 лет назад учрежден музей Академии архитектуры СССР, вошедший в его состав. Директор институции рассказала, почему не было юбилейных торжеств и о проблемах музея.
22 марта 2019
4
Арт-уик-энд
Золотой век датского искусства в Музее архитектуры, «Царицыно» обращается к истории и вспоминает о своем собрании керамики, а также живопись глухонемого художника пушкинской эпохи в Историческом и Музее Пушкина на Пречистенке
22 марта 2019
5
Пять российских музеев вошли в топ-100 самых посещаемых музеев мира
Государственный Эрмитаж традиционно попал в топ-10, далее в рейтинге расположились Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, а также музей «Гараж».
26 марта 2019
6
Сергей Бурмистров: «Интересно, сколько предложит покупатель без подсказок со стороны аукциона»
Глава аукционного дома «Литфонд», известного продажами работ Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и паспорта Виктора Цоя, рассказал нам, почему он решил выставить на торги произведения художников, чьи имена незнакомы коллекционерам и публике.
20 марта 2019
7
Японские финансисты учредили крупнейшую премию для художников в $1 млн
В жюри Nomura Art Award вошли директора крупнейших мировых музеев и кураторы, в том числе глава Метрополитен Макс Холляйн и Юко Хасегава.
22 марта 2019
8
Искусство и утопия Страны Советов уехали в Париж
Выставка «Красный» открылась в Гран-пале.
20 марта 2019
9
Археологический музей Геркуланума наконец открыт
По популярности у туристов Геркуланум уступает соседним Помпеям, но археологическая ценность здешних раскопок не менее велика.
20 марта 2019
10
Разгул декаданса и консюмеристский карнавал в ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке «Афишемания» показывают рекламные плакаты художников рубежа XIX–ХХ веков: Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и других.
20 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru