The Art Newspaper Russia
Поиск

Рекорды соцреализма из коллекции ИРРИ

Пять произведений ХХ века из собрания Института русского реалистического искусства в зеркале отечественного арт-рынка

«В пути»

Блестящий пример индустриального пейзажа Георгия Нисского конца 1950-х годов — картина В пути, над которой художник работал пять лет, многократно изменяя композицию. Технологические исследования во время реставрации выявили многочисленные исправления: например, увеличенный и передвинутый вправо солнечный диск, к которому сходятся основные диагонали картины. Работы Нисского на тему железной дороги связаны с его детскими впечатлениями, когда мальчик  жил в поселке у маленькой станции в Белоруссии. Сам Нисский вспоминал: «Семафор, разбег рельсов, уходящий за поворот леса, шумливый бор с мачтовыми соснами и бескрайность белорусских полей с поземками… все это незабываемо и до сих пор сжимает сердце сладостью неизгладимых впечатлений».

Спустя полгода после громкой продажи полотна Над снегами, на осенних русских торгах Sotheby’s Алексей Ананьев, основатель Института русского реалистического искусства,  приобрел еще одну эффектную вещь Георгия Нисского. Впрочем, на этот раз индустриальный пейзаж обошелся ему почти втрое дешевле: картина приобретена по нижнему эстимейту плюс комиссия аукционного дома. Едва ли произведения художника подобного уровня появятся на публичных торгах в ближайшее время, особенно после того, как этой весной разгорелся скандал вокруг Международной конфедерации союзов художников, якобы незаконно вывозившей шедевры советского искусства за границу.

Эстимейт: $783 100 — 1 096 340
Цена молотка: $783,1 тыс. (без учета комиссии покупателя)(вторая позиция в рейтинге самых дорогих работ художника)


«Спортсменка, завязывающая ленту»

Графическая работа Спорт­сменка, завязывающая ленту — эскиз к картине 1951 года Купальщица из Третьяковской галереи.

С момента покупки работы Алексеем Ананьевым в 2008 году многое изменилось: рынок русского искусства успел пережить взлеты и падения, а коллекционер основал частный музей — Институт русского реалистического искусства. Спортсменка Дейнеки стала визитной карточкой музея, но сохранила позицию самой дорогой графической работы художника. Для справки: рекорд на живопись Дейнеки был установлен в 2015 году, когда на аукционе MacDougall’s картина За занавеской была продана за $2,963 млн.

Эстимейт: $270 596 — 405 894
Цена молотка: $920,5 тыс. (без учета комиссии покупателя) (мировой рекорд цены на графику художника)


«Над снегами»

Конец 1950-х — 1960-е годы — значимый период в творчестве Георгия Нисского. В это время он возвращается к стилистике ранних произведений, отмеченных лаконизмом и графичностью. Среди безусловных шедевров этого времени — работа Над снегами. Самолет с обтекаемым фюзеляжем, резко выхваченный цветом, становится главным персонажем полотна, средоточием его динамики, зримым свидетельством покорения пространства и времени человеком. Изначально считалось, что на картине Нисского изображен самолет Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолет. Однако эксперты Московского авиационного института сочли, что это, скорее всего, самолет Ил-62М. Тем не менее к этому уточнению не стоит относить­ся строго, следует учитывать право живописца на художественный вымысел. Покупка Алексеем Ананьевым на аукционе Sotheby’s в июне 2014 года картины Георгия Нисского Над снегами из коллекции Международной конфедерации союзов художников установила исторический рекорд цены для советской официальной живописи.

Эстимейт: $838 150 — 1 173 410
Цена молотка: $2,5 млн (без учета комиссии покупателя) (мировой рекорд цены на произведение художника, по данным аукционных продаж)


«Портрет Климента Ворошилова в кабинете»

Ученик Ильи Репина и автор картины Ленин в Смольном Исаак Бродский вошел в историю советского искусства как художник-реалист, поставивший свой талант на службу революции. Климента Ворошилова, наркома обороны, одного из первых маршалов Советского Союза, он изобразил в его рабочем кабинете. Хотя картина Бродского советского периода была приобретена на аукционе «Сов­ком» за внушительную по тем временам сумму, уже в июне 2009-го она показалась бы смехотворной: на аукционе Sotheby’s в Лондоне дореволюционное полотно этого художника ушло почти в десять раз дороже — за $1,3 млн, и цены на его произведения выросли.

Эстимейт: $135 298 — 216 476
Цена молотка: $184,1 тыс. (без учета комиссии покупателя) (третья позиция в рейтинге самых дорогих работ художника)


«Три художника»

«В 1963 году мы вместе ездили в Архангельск с Исааком Зильберманом, — вспоминает близкий друг Попкова художник Карл Фридман. — Витя там сделал картину Что делать?. В комнате, где мы жили, зеркальный шкаф, в котором отражается задумчивый Виктор. Впереди у него этюдник на ножках, но он не пишет — думает. Слева я пишу, а справа он изобразил не Зильбермана — как он сказал — а Сорочкина». Вероятно, Фридман говорит о работе Три художника, которую он в своих воспоминаниях называет Что делать?. Симптоматично, что в этой картине Попков запечатлел себя погруженным в глубокие раздумья, отказавшись от стандартного для художника изображения за работой, о его ремесле напоминает разве что угол этюдника. Расположив свой портрет в зеркальном отражении, художник дистанцируется от действия внутри пространства картины и помещает себя фактически в пространство за пределами рамы. Здесь он скорее созерцатель, а не создатель, что роднит художника со зрителем.

Три художника Виктора Попкова — самое свежее приобретение Алексея Ананьева из этого рейтинга и вторая по стоимости работа художника. На фоне общего снижения цен и падения продаж на рынке русского искусства две с лишним сотни тысяч долларов (кстати, выше эстимейта!), которые коллекционер заплатил за эту картину летом 2016 года, нагляднее всего доказывают, что отечественное искусство музейного качества по-прежнему востребованно.

Эстимейт: $116 207 — 174 311
Цена молотка: $227,331 тыс. (без учета комиссии покупателя)(вторая позиция в рейтинге самых дорогих работ художника)

Материалы по теме
Просмотры: 4206
Популярные материалы
1
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
2
Что покажет Пушкинский в 2019 году
Будущий год в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина пройдет под знаком Британии: здесь покажут Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда, а для выставки Томаса Гейнсборо соберут его работы из главных музеев страны.
04 декабря 2018
3
Что покажет Эрмитаж в 2019 году
В музее запланированы выставки Якоба Йорданса, Роберто Матты и Паоло Уччелло, совместные проекты с Национальным археологическим музеем Неаполя, Лувром, Британским музеем и ГМИИ имени А.С.Пушкина.
04 декабря 2018
4
Григорий Лепс: «Я не связываю иконопись и творчество»
В Государственном историческом музее проходит выставка икон из собрания Григория Лепса «Предивное художество». В интервью нашей газете музыкант рассказал о прошлом и будущем своей коллекции.
05 декабря 2018
5
Кристина Карри: «Брейгель не был ханжой, он хотел развлечь и даже шокировать зрителя»
Следующий год во Фландрии посвящен Питеру Брейгелю и мастерам его круга. Во время визита в Москву эксперт по творчеству династии Брейгелей Кристина Карри рассказала о новых исследованиях и открытиях в этой области.
04 декабря 2018
6
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
7
Всегда обманываться рад
Эрмитаж в одной выставке показывает свою богатейшую коллекцию обманок в искусстве. Около 700 произведений — живопись, графика и скульптура, разные предметы из серебра, стекла, фарфора, дерева, камней — прикидываются тем, чем на самом деле не являются.
05 декабря 2018
8
Директор Галереи Боргезе Анна Колива восстановлена в должности после обвинений в прогулах
Министерство культуры Италии в апреле отстранило Коливу от должности из-за жалобы музейного охранника, который утверждал, что она постоянно посещала спортзал в рабочее время. Решение довести дело до суда вызвало возмущение общественности.
06 декабря 2018
9
«Черный квадрат» получил цифровое факсимиле
В Третьяковской галерее картину Казимира Малевича исследовали по новейшей технологии: сканировали поверхность в формате 3D и сделали полную рентгенограмму.
04 декабря 2018
10
В РОСИЗО — ГЦСИ после скандала с премиями назначен новый директор
Им стала заместитель директора департамента музеев Минкультуры РФ Софья Грачева.
05 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru