The Art Newspaper Russia
Поиск

Марина Лошак: «За его именем — не только картины»

Директор ГМИИ рассуждает о Сергее Щукине, выставке его собрания в Фонде Louis Vuitton и об отношениях с наследниками коллекционера

Марина Лошак возглавляет ГМИИ им. Пушкина с 2013 года

Марина Лошак возглавляет ГМИИ им. Пушкина с 2013 года

Это грандиозная выставка: и по поставленным задачам, и по своему воплощению. Для нас она важна в первую очередь тем, что рассказывает о великом коллекционере ХХ века. На мой взгляд, самом великом в масштабах не только России, но и мира. В том, что она пройдет во Франции, — ясная логика. И не только потому, что жизнь Щукина была целиком связана с этой страной: туда он ездил к художникам и маршанам, там провел последние годы. Между нашим музеем и Францией всегда складывались особые отношения. Ведь в коллекции ГМИИ хранятся не одни лишь знаменитые и «брендовые» импрессионисты — у нас сильное собрание французской живописи XVII–XVIII веков, да и XIX века (тоже, кстати, поступившей из частных московских собраний). И недавний приезд в ГМИИ полотна Олимпия Мане (второй в истории этой картины выезд за пределы Франции) — это знак уникального отношения к нашему музею и доверия. В то же время в Париже не проходит ни одной крупной выставки, где бы не участвовали произведения из нашего собрания. Лувр, Орсе, Центр Помпиду — наши старые партнеры. Но появляются и новые: в этом году мы подписали соглашение с Музеем на набережной Бранли и надеемся на такое же с Институтом исламской культуры в Париже. Мы воспринимаем французские музеи почти как родственников, такие же тесные связи у нас разве что с итальянцами.

У нас абсолютно родственные отношения и с Андре-Марком Делок-Фурко, внуком Щукина. Был пройден определенный путь — от претензий со стороны семьи, которые возникали, когда вещи выезжали на выставки, до нынешнего единодушия и взаимопонимания. Андре-Марк подписал письмо, в котором он отказывается от каких-либо претензий, но и без письма это было заложено в самой идее выставки.

Здание Фонда Louis Vuitton в Париже, где состоится выставка, не только уникальный архитектурный объект, но и идеально организованное выставочное пространство с удобным подъездом, прекрасными условиями хранения и сильнейшей охраной. И главное — с фантастическим коллективом музейных профессионалов, чья репутация безупречна. Да и что скрывать — это безумно дорогая выставка.

К ней издается серьезный каталог на трех языках (французском, английском и русском). Выставку сопровождает мощная музыкальная и культурная программа. Выйдет биография Щукина и документальный фильм о нем, снятый французским телеканалом Arte. Кроме того, есть идея сделать художественный фильм о коллекционере. За его именем — не только картины, но и очень драматичная, сложная жизнь, переплетенная с историческим контекстом. Уход детей, смерть жены, то, как он уехал, оставив свою коллекцию, как он менялся, чем заполнял свою жизнь, будучи крупнейшим предпринимателем и фантастически образованным человеком, как постепенно в него входила собирательская страсть и как она жила в нем. Если эта идея реализуется, это будет блокбастер. Нам очень важно, чтобы наш великий соотечественник стал зримым для мира.

Для фонда Бернара Арно это тоже необычный шаг, ведь он занимается современным искусством. Это очень символично — что один коллекционер современного искусства делает выставку другого, пусть и жившего на 100 лет раньше. Тем более что щукинская коллекция в целом повлияла на формирование новой генерации коллекционеров, к которой относится и Бернар Арно. Кроме того, наши партнерские отношения повлекут за собой важные проекты в Москве.

Кураторская концепция Анны Балдассари заключается в подробном рассказе о Щукине и его развитии как коллекционера. В разные периоды он с разной степенью страстности собирал различное искусство, но было несколько художников, которыми он был увлечен больше остальных. У него был период Сезанна, период увлечения Гогеном, самый яркий и важный период связан с Пикассо и Матиссом.

На выставке будет и русский авангард. Это мой камень в эту реку. Когда говоришь о Щукине, очень важно понимать его роль в развитии русского искусства, ведь он создал открытый для публики частный музей. Все русские художники ходили туда смотреть самое современное, самое живое и острое искусство. Для коллекционера именно это было главной задачей — он водил по музею и рассказывал о картинах сам. Если бы не было щукинского контекста, я не знаю, как пошло бы русское авангардное искусство. Блок работ русских художников из Третьяковской галереи и других российских музеев показывает, во что это вылилось.

На этой выставке впервые по-настоящему ликвидируется дефис между именами Сергея Щукина и Ивана Морозова. У них были разные миссии и совершенно разные коллекции. Наша задача — показать Щукина как коллекционера и как личность. А следующим будет Морозов. Желание такое есть, а договориться о выставке, поверьте, не сложно.

Материалы по теме
Просмотры: 2946
Популярные материалы
1
Приключения русского авангарда в Генте
Выставка в бельгийском музее поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла наш корреспондент Наталья Шкуренок.
15 января 2018
2
Открытое письмо экспертов по поводу выставки «Русский модернизм» в Музее изящных искусств в Генте
Ученые, кураторы и арт-дилеры считают показанные на выставке работы мастеров русского авангарда «вызывающими множество вопросов».
15 января 2018
3
Самые интересные выставки 2018 года: от Баскиа и Данa Во до Майкла Джексона и Берты Моризо
Выставки, которые стоит посетить в наступившем году в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и других городах мира.
11 января 2018
4
Алена Долецкая стала креативным консультантом Третьяковки
В новой должности она займется продвижением выставок
16 января 2018
5
Рубенс, Брейгель, братья ван Эйк: героям фламандского искусства посвящается
В 2018 году в Бельгии стартует большая программа «Фламандские мастера». Для каждого года трехлетнего проекта избраны свой герой и свое место действия.
11 января 2018
6
Двенадцать ню и другие шедевры Модильяни можно увидеть в Лондоне
Кураторы выставки в Тейт сделали все возможное, чтобы ни одна из 100 работ не вызывала сомнений в подлинности.
11 января 2018
7
Как гадать на Святки: советы художников
Святочная неделя продлится до 17 января, гадать можно до самого Крещенского сочельника. Чтобы узнать, где и как ждать подсказок судьбы, TANR предлагает обратиться за примерами к русской живописи XIX века.
12 января 2018
8
Ярмарка BRAFA: не только обертка
Одна из старейших и уважаемых мировых ярмарок искусства, BRAFA (Брюссельская ярмарка искусства) проходит уже больше 60 лет. В этом году 134 галереи из 16 стран представят весь спектр исторических эпох и коллекционерских пристрастий.
12 января 2018
9
Выставка «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» пройдет в фонде IN ARTIBUS
Проект впервые представит публике серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы редкого для российских музеев Шарля Деспио.
16 января 2018
10
В Иране открылся первый музей, посвященный художнице
Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране.
16 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru