18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Больше чем пыль на бумаге

№47
Материал из газеты

Пастель в истории искусства и в руках Жан-Этьенна Лиотара. Этот хрупкий материал при правильном уходе меньше других техник искажает первоначальные цвета рисунка

Пастель — парадоксальная техника и один из самых хрупких материалов: это пыль, втертая в поверхность (как правило, в бумагу), ее легко повредить и невозможно восстановить без изменения. Однако если за пастелью правильно ухаживать, из-за отсутствия связующих веществ, стабилизаторов, сушек и примесей она превращается в удивительно долговечный материал, не искажающий цвета. По сравнению с потемневшей масляной живописью тона пастелей того же времени отличаются роскошной яркостью. The Art of the Pastel (Искусство пастели) — богато иллюстрированное исследование, охватывающее период от возникновения техники около 1500 года до 1900 года. Авторы отказались от непрерывного повествования, рассказав историю пастели с помощью обзоров отдельных периодов и центров деятельности, снабженных краткими блоками о наиболее выдающихся мастерах.

Первые образцы пастели появились в Северной Италии в кругу Леонардо в 1490-х годах. Ограниченное число цветов поначалу дополнялось природными мелками. На раннем этапе пастель использовалась для придания естественности рисункам и в подготовительных эскизах. С появлением профессиональных торговцев красками производственные техники стали более продвинутыми, а цвета — разно­образнее, благодаря чему пастель оказалась жизнеспособным материалом. Этот мелко растертый пигмент в связующем растворе, высушенный в мелкие палочки, имел такие преимущества, как скорость создания рисунка, портативность и более низкая, чем у любой масляной краски, цена.

В XVIII столетии неоднозначный статус пастели сыграл роль в борьбе женщин за профессиональный статус. Благодаря тому, что академики не могли точно классифицировать технику пастели, ряду художниц удалось получить членство в академиях Англии и Франции. Академики относились к пастели как к благородному женскому времяпрепровождению. Одной из первых пастелисток стала венецианка Розальба Каррьера (1673/75–1757), занимавшаяся популяризацией пастельных портретов по всей Европе. Должное внимание в книге уделяется Эдуарду Мане и импрессионистам, чьим требованиям сложного цвета, быстрого исполнения и пленэрной работы пастель отвечала лучше других техник. Величайшим пастелистом считается Эдгар Дега.

В каталоге Jean-Etienne Lio­tard, сопровождающем недавнюю выставку в Эдинбурге и Лондоне, дан обзор пастелей самого знаменитого художника, использовавшего эту технику. Лиотар родился в Женеве и учился на портретиста, прежде чем отправиться в путешествие по Востоку. С 1738 по 1742 год он жил в Константинополе, создавая там портреты дипломатов и зажиточных торговцев (в том числе знаменитую Шоколадницу, ныне хранящуюся в Дрездене). Когда он вернулся в Европу, длинная борода и восточный наряд сделали его заметной и модной фигурой.

Авторы анализируют 82 работы, представленные на выставке, а также творчество Лиотара как образец ориентализма, роль одежды в его картинах, автопортреты, натюрморты и феномен покровительства художнику со стороны королевских особ.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+