18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Имя той, кому Ван Гог вручил свое ухо, наконец-то известно

№47
Материал из газеты

Дочь фермера Габриель Берлатье, судя по всему, была служанкой в борделе в Арле

Стали известны новые подробности одного из самых знаменитых эпизодов в истории искусства. Вечером 23 декабря 1888 года Винсент Ван Гог отрезал часть собственного уха и принес его в бордель Арля — этот поступок стал ярким поворотным моментом в его биографии. До недавнего времени личность получательницы жуткого подарка оставалась загадкой. Теперь тайна раскрыта: ею была Габриель Берлатье, которая, скорее всего, работала в борделе горничной. Об этой девушке рассказывает Бернадетт Мерфи в книге Ухо Ван Гога: подлинная история, вышедшей в издательстве Chatto & Windus в июле этого года. Впрочем, фамилию исследовательница не называет. Мерфи пишет: «Пока ее семья не даст мне разрешение на то, чтобы назвать ее полное имя, я буду держать его в тайне из уважения к ним». И она сдержала слово. The Art Newspaper еще раз изучила детали истории, приведенные в книге Мерфи, привлекая данные из открытых источников. Полное имя девушки нашли в архивах Института Пастера в Париже, где Габриель лечилась от бешенства. Согласно медицинским документам, 18-летняя Габриель Берлатье проживала в Провансе, в деревеньке Мас-де-Фаравелль в Муле в 10 км к востоку от Арля. Восьмого января 1888 года ее укусила собака местного пастуха Моро. Пса застрелили, выяснилось, что он болен бешенством. Габриель сразу же отправили в Париж, где спасли жизнь благодаря новой вакцине.

Имя девушки впервые было названо еще в 1936 году в статье, где приводился комментарий Альфонса Робера, полицейского, которого вызвали в бордель из-за уха Ван Гога. В газетах тогда писали, что женщину зовут Рашель (возможно, это был ее псевдоним). Бернадетт Мерфи считает, что Габриель была слишком юной, чтобы быть проституткой в борделе, поэтому она выполняла там обязанности горничной. Семья девушки, увязшая в долгах из-за ее лечения в Париже, находилась в отчаянных обстоятельствах. Некоторые факты указывают на то, что когда-то Габриель также работала уборщицей в Café de la Gare, которое принадлежало друзьям Ван Гога Жозефу и Мари Жину. Художник останавливался у них с мая по сентябрь 1888 года, а затем перебрался в расположенный по соседству Желтый дом. Café de la Gare было открыто всю ночь. За три месяца до потери уха Ван Гог завершил знаменитую картину Ночное кафе, изображающую интерьер заведения, пояснив, что «кафе — это место саморазрушения, где сходят с ума, совершают преступления». Он рассказывал своему другу художнику Эмилю Бернару, что, хотя это был не бордель, Café de la Gare — «дом свиданий, и время от времени за столиком там можно увидеть проститутку с клиентом» (такую пару как раз можно рассмотреть на заднем плане).

До сих пор считалось, что та, кому досталось ухо, была случайной знакомой художника, проституткой или хозяйкой борделя на рю дю Бу-д’Арль. Тот факт, что Габриель Берлатье, вероятно, знала владельцев Café de la Gare, дает основание полагать, что она регулярно виделась с Ван Гогом. Тем не менее девушка, за один год пострадавшая от бешеной собаки и от потерявшего разум художника, благополучно дожила до старости, сохранив в секрете свое трагическое общение с Ван Гогом.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+