The Art Newspaper Russia
Поиск

«Форма», наполненная содержанием

30 сентября в Петербурге открылась II Биеннале музейного дизайна «Форма», организованная фондом «Про Арте» совместно с Эрмитажем при поддержке городского Комитета по культуре, а также Фонда Михаила Прохорова

Фото: Павел Герасименко

Фото: Павел Герасименко

Биеннале музейного дизайна — исключительная петербургская инновация: как не без гордости заявляют ее устроители, им неизвестно о другом таком фестивале во всем мире. Задача биеннале «Форма» — сформировать новую, современную культуру музейного экспонирования. В городские музеи приглашаются российские и зарубежные дизайнеры, чтобы создавать там новые проекты. Девиз и логотип «Формы» стал традиционным за прошедшие два года, которые были наполнены лекциями и мастер-классами дизайнеров и музейщиков с мировым именем. По словам директора «Про Арте» Елены Коловской, одну из целей этого процесса она видит в том, чтобы вырастить новое поколение дизайнеров, которые, в отличие от своих предшественников, задумываются о том, как показывать выставки зрителю.

В программе этого года — семь преображенных музейных пространств. Среди них и временные выставки, и работы дизайнерских коллективов, которые останутся надолго, такие как оформление входной зоны в Мемориальном музее-квартире Н.А.Римского-Корсакова, выполненное Дмитрием Селивохиным и московским бюро «Народный архитектор». В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого — петербургской Кунсткамере — работала дизайнер из Индии Абха Ламбах. В круглом перекрытом куполом зале на первом этаже, где в XVIII веке помещался первый в России анатомический театр, она организовала экспозицию «Семейный альбом человечества» из фотоколлекции Кунсткамеры. Копии фотографий общим числом почти в три сотни, представляющие выступления циркачей и спортивные состязания, свадьбы и похороны, ритуалы и судебные заседания, — все эти снимки, укрепленные на конце длинных стальных стержней, колышутся в центре зала подобно густо засеянному полю. В музее Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке (Цирка Чинизелли) директор московского офиса знаменитого архитектурного бюро Ralph Appelbaum Assoсiates Андрей Вовк провел пятимесячный мастер-класс с отобранными по конкурсу десятью волонтерами: молодыми архитекторами, графическими дизайнерами, художниками. Итогом стала выставка-квест «Чем пахнет цирк?». Затейливая выставочная конструкция обращена к зрителю отверстиями, которые складываются в буквы названия. Внутри в полумраке можно понюхать 12 искусственных связанных с цирком ароматов — от запаха пота до благоухания сахарной ваты. С внешней стороны это витрины с увлекательными текстами и соответствующими предметами из фондов Музея циркового искусства.

Самая крупная и главная в программе биеннале выставка занимает Тициановский зал Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, она называется «Corpus. Анатомический театр», и спроектировал ее Джек Шлехтер, директор по дизайну выставок Филадельфийского художественного музея. Идея проекта, пришедшая ректору Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Семену Михайловскому и названная во вступительном тексте искусствоведа Александра Боровского «безошибочно актуальной», очевидна — это анатомия в историческом и современном понимании. В трех разделах выставки тело рассматривается как реальное, идеальное и концептуальное. По словам Шлехтера, разглядывая выставленные изображения, зритель должен осознать свое собственное тело в пространстве. Для этого парадный зал рассечен зигзагом выставочного стенда, который вызывает в памяти скульптуру Ричарда Серры. Должно быть, впервые в истории на потолок Тициановского зала будет проецироваться видео. Выставка складывается из трех частей: это произведения классиков и зарубежных мастеров (так, работы братьев Чепмен и Дэмиена Херста предоставила галерея «Триумф»), современных петербургских художников (за подбор авторов здесь отвечает академический творческий дуэт Елены Губановой и Ивана Говоркова), и нынешних студентов — преимущественно с графического факультета, сейчас наиболее интересного.

В планах Биеннале музейного дизайна на ближайший месяц — мастер-класс известного дизайнера Джонатана Барнбрука, лекции профессора Академии искусств и дизайна в Базеле Уве Р. Брюкнера, а также директоров двух подразделений нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) — главы отдела выставочного дизайна и производства Ланы Хум и руководителя отдела выставочного планирования Эрика Паттона.

Просмотры: 1548
Популярные материалы
1
ИНИОН восстает из пепла
Под давлением профессионального сообщества Москомархитектура согласовала проект восстановления сгоревшей библиотеки Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) в оригинальных формах.Впервые государство решилось на такую реставрацию знакового здания брежневского модернизма.
24 июля 2017
2
Российские музеи меняют стиль
Российские музеи становятся ближе и понятнее зрителям - почти все они в последние годы изменили свой стиль и консервативные логотипы на яркие и модные.
25 июля 2017
3
«Нам хотелось бы внести свою лепту в изменение имиджа России»
Директор филиала Русского музея в Малаге Хосе Мария Луна Агилар рассказал о новых проектах для испанцев и русской диаспоры, будущих выставках, схожести истории двух стран и о том, как район города, где расположен музей, стал Уэлинградом.
27 июля 2017
4
Неизвестная скульптура Родена идеально вписалась в выставку Кифера
Необычную скульптуру Огюста Родена, одним из элементов которой стала ткань, показывают в сопровождении работ Ансельма Кифера.
24 июля 2017
5
Цифровые технологии помогли Британскому музею сделать доступной статую XV века до н.э.
Британский музей создает копии ценнейшего экспоната из своей коллекции - статуи сына правителя Халеба Идрими, жившего в XV веке до н.э. Цифровую может увидеть любой интернет пользователь, а для передвижных выставок создается точная реплика изваяния в натуральную величину.
26 июля 2017
6
Школа архитектурного рисования Сергея Кузнецова
Акварели и графика главного архитектора Москвы в Мультимедиа Арт Музее.
24 июля 2017
7
Картину Василия Кандинского покажут в Москве и продадут в Нью-Йорке
Аукционный дом Christie’s отчитался об успехах первого полугодия и собирается закрепить их во втором. Русских покупателей заманивают импровизацией Кандинского с конями.
27 июля 2017
8
Два археологических музея соперничают за место в центре Бейрута
Два археологических музея - государственный Городской музей Бейрута и Музей цивилизаций соперничают за размещение на площади Мучеников в центре столицы Ливана Бейруте, которую планируется реконструировать по проекту Ренцо Пьяно.
25 июля 2017
9
Мраморные львы с надгробия Карла V в аббатстве Сен-Дени были проданы на Christie’s более чем за 9 млн фунтов
«Редкие предметы прикладного искусства Christie’s выделяет в отдельные «Выдающиеся торги» (The Exceptional Sale) — они прошли в Лондоне 6 июля. Топ-лотом на них стала скульптурная группа из двух мраморных львов с надгробия Карла V в аббатстве Сен -Дени – ее продали за 9,3 миллиона фунтов».
24 июля 2017
10
Остановить и сохранить мгновение
Нью-Йоркский университет запускает первую в США программу по обучению реставрации произведений медиаискусства.
26 июля 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru