The Art Newspaper Russia
Поиск

Александр Родченко. На шаг впереди будущего

300 произведений классика авангарда на выставке в Мультимедиа Арт Музее

Радиослушатель. 1929 / ©A. Родченко – В. Степанова архив ©Музей «Московский Дом Фотографии»

Радиослушатель. 1929 / ©A. Родченко – В. Степанова архив ©Музей «Московский Дом Фотографии»

Экспозиция, подготовленная к 125-летию со дня рождения художника и 20-летию самого музея, претендует на глобальный охват: живопись, фотография, дизайн, полиграфия, работы для театра и кино занимают три этажа музея. В организации выставки (кураторы — Ольга Свиблова и Александр Лаврентьев) приняло участие более десяти музеев: помимо МАММ, – Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ и другие.

То, что сделал Александр Родченко, и сегодня поражает своей смелостью. В какой бы сфере ни работал художник, он шел на шаг дальше, чем его коллеги. Уже в ранней беспредметной графике взял в руки циркуль и линейку — ранее неприемлемые даже для авангардистов. А чуть позже пытался соперничать с главным радикалом Казимиром Малевичем. Картина Черное на черном (1918) — это дерзкий ответ белым фигурам на белом Малевича, где Родченко противопоставляет «духовной живописи» основателя супрематизма материализм плоскости картины. В 1921 году конструктивисты и вовсе объявили живопись буржуазным явлением и посвятили себя производству вещей.

Похоронив живопись, Родченко делает объекты из простых геометрических форм, разворачивающихся в пространстве. Оригиналы не сохранились — на выставке их реконструкции, выполненные внуком художника Александром Лаврентьевым. Однако Родченко недолго делает абстрактные конструкции. Как и другие конструктивисты, он ищет применение своего таланта на благо миллионов. Работая в рекламе, плакате, дизайне, театре, кино, он воплощает в жизнь главную утопию авангарда — преображение старого мира.

К фотографии Родченко пришел не сразу. До того, как взять в руки фотоаппарат, он делал фотомонтажи. В фотографии же чуть ли не с первых шагов он начал изобретать новые приемы, главным из которых стал его неповторимый резкий ракурс. Если начальные опыты с портретами шли бок о бок с мировыми тенденциями, то в съемке архитектуры Родченко не было равных. Композицию кадра он строит с той же смелостью, что и в беспредметной картине. А шестерни и валы завода АМО, снятые крупным планом, превращались в абстракцию, предвосхищая гиперреализм. К ней стремились и снимки 1930-х. Участники спортивных маршей и парадов, выстроенные в строгие шеренги, мало отличались от заводских шестеренок. Последние работы Александра Родченко посвящены цирку и балету. Подвергнутый остракизму, он возвращается туда, откуда вышел, — к сцене. Для художника, чье детство прошло в театре, где его отец служил бутафором, сцена ассоциировалась с домом. Поздняя живопись Родченко кажется отступлением в прошлое к отринутой более десяти лет назад фигуративности, однако некоторые его композиции вплотную приближаются к абстрактному экспрессионизму. Акварель Кому это нужно? — Никому (1948) удивительно напоминает ранние картины Джексона Поллока, о существовании которого Родченко вряд ли мог знать.

24.09 — 13.11
Мультимедиа Арт Музей — Московский дом фотографии
Просмотры: 5880
Популярные материалы
1
Хоакин Соролья — испанец, гнавшийся за солнечным светом
В Национальной галерее в Лондоне показывают одного из самых быстрых и ярких художников в мире.
22 апреля 2019
2
Татьяна Горячева: «Люблю факты»
Главный научный специалист Третьяковской галереи и ведущий российский исследователь творчества Малевича, Эль Лисицкого и других художников авангарда рассказала о тонкостях и парадоксах своей профессии.
22 апреля 2019
3
€1 млрд за два дня: пожертвования на восстановление Нотр-Дам-де-Пари продолжают поступать
В первые же дни после пожара запущено несколько кампаний по сбору средств — на данный момент удалось собрать уже более €1 млрд. Тем временем премьер Франции объявил международный архитектурный конкурс на строительство нового шпиля собора.
18 апреля 2019
4
Галеристы показывают все лучшее сразу на RA&AF
В Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит ярмарка искусства и антиквариата Russian Art & Antique Fair 2019.
19 апреля 2019
5
В Москве пройдет I Международный саммит коллекционеров
Первым крупным событием нового проекта Cube станет конференция Cube.Collectors — она состоится 23 апреля и будет посвящена анализу перспектив развития арт-рынка.
22 апреля 2019
6
Нижний Новогород принимает у себя французских импрессионистов
Более 50 произведений рубежа XIX–XX веков отправились на выездную выставку.
19 апреля 2019
7
Вим Дельвуа примет участие в конкурсе на строительство нового шпиля Нотр-Дам-де-Пари
Бельгийский художник, известный своими скульптурами в стиле готики, уже работает над проектом реконструкции пострадавшего от пожара кафедрального собора.
19 апреля 2019
8
«Инновация» переезжает в Нижний Новгород. Возможно, навсегда
Объявлены дата и место проведения церемонии награждения лауреатов Государственной премии в области современного искусства «Инновация» — 29 июня, Нижний Новгород.
18 апреля 2019
9
«Мы используем инструменты хирургов и стоматологов»
Специалисты отдела реставрации тканей Государственного исторического музея Анна Мамонова и Юлия Матвеева рассказали о специфике своей работы и о том, почему им проще иметь дело со старинным текстилем, нежели с современным.
18 апреля 2019
10
Вима Дельвуа чествуют на его родине в Бельгии
Ретроспектива одного из самых известных сегодня в мире бельгийских художников в Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе включает не только знаменитые серии работ, но и новые произведения — как обычно, провокационные и парадоксальные.
18 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru