18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реальное коллекционирование

В Общественной палате в рамках прошедшего в Москве Российского форума коллекционеров состоялись слушания «Коллекционирование в России: реалии сегодняшнего дня, проблемы и перспективы». Судя по солидному составу докладчиков, заявленная тема всерьез интересует наше культурное сообщество. Пока слушания практических последствий не имели, но как минимум позволили сформулировать вполне реальный список болевых точек процесса.

Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи, привела в пример свой музей как образец эффективной реализации частной инициативы и напомнила о прозорливости Павла Третьякова, приобретавшего картины художников конца XIX века (например, Николая Ге), шокировавшие современников. По ее словам, сегодня для российских музеев потеряны произведения 1990–2000-х годов (главные работы этого периода находятся в частных собраниях), поэтому им следует поддерживать постоянный контакт с частными коллекционерами и не пренебрегать возможностью брать вещи из их собраний для длительного экспонирования. Директор ГТГ отметила, что серьезной проблемой является и то, что российские авторы отсутствуют на мировой карте искусства, поскольку работ наших художников в крупнейших музеях мира крайне мало. Вот почему так важна недавняя инициатива Благотворительного фонда Владимира Потанина совместно с рядом коллекционеров и художников, которые подарили Центру Помпиду в Париже крупную коллекцию произведений отечественного искусства, созданных за последние полвека.

Наталья Автономова, заведующая отделом личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, рассказала о работе своего отдела, которая началась еще в советское время, и о сложностях, возникающих при передаче личных коллекций в музейное собрание, а Евгений Богатырев, директор Государственного музея А.С.Пушкина, поделился опытом сотрудничества с коллекционерами при организации выставок и издании каталогов.

Тема необходимости налоговых преференций для коллекционеров постоянно звучала на слушаниях. Говорила об этом и Наталия Сиповская, директор Государственного института искусствознания, рассматривая варианты стимулирования активности коллекционеров и порядок государственной регистрации наиболее ценных произведений искусства, существующие за рубежом.

Михаил Абрамов, основатель частного Музея русской иконы, посетовал на то, что планирует на собственные средства построить для него новое, большее по размерам здание, но не получает в этом начинании поддержки от московских властей. Коллекционер придерживается мнения, что лучше поддерживать инициативы самих собирателей, чем предлагать им дарить предметы из их коллекций в государственные музеи.

Поддержал тему Михаил Перченко, коллекционер, президент Гильдии оценщиков при Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД), рассказавший о том, что в одной из европейских стран его собрание предлагают разместить в старинном замке, а в Москве, чтобы получить помещение под музей, требуются огромные средства и руководство города не проявляет заинтересованности в поддержке таких начинаний. Михаил Перченко также затронул вопрос о предвзятом и необъективном отношении СМИ к коллекционерам. Об этом же говорил ведущий слушаний Василий Бычков, директор Центрального дома художников, глава МКААД, вспомнив, как при записи сюжета о Российском антикварном салоне корреспондент интересовался не столько произведениями искусства, сколько историями про контрабанду.

Ставшие практически ритуальными претензии к СМИ (просто по поводу того, что они обращают мало внимания на коллекционеров) действительно звучали на слушаниях. Милена Орлова, главный редактор The Art Newspaper Russia, подробно рассказала их участникам о том, как работает сегодня единственное в стране ежемесячное издание, полностью посвященное проблемам художественной жизни, которое трудно упрекнуть в отсутствии интереса к проектам коллекционеров.

О непростых отношениях музеев и коллекционеров говорил Сергей Подстаницкий, коллекционер, арт-директор галереи «Мастера», также отметивший, что все больше приобретаемых произведений искусства владельцы не ввозят в Россию, предпочитая оставлять за границей. Николай Палажченко, российский представитель ярмарки искусства Art Basel, обратил внимание на нежелание многих музеев, особенно региональных, сотрудничать с коллекционерами, с его точки зрения, из-за боязни быть обвиненными в коррупции и сговоре с ними. В то же время член МКААД Александр Киселев (галерея «Даев-33») сообщил, что восемь российских городов просят организовать выставки в их малых музеях именно с использованием экспонатов, предоставляемых членами конфедерации.

Вице-президент МКААД Марина Молчанова (галерея «Элизиум) в своем предельно конкретном выступлении перечислила недостатки законодательных актов, которые практически парализуют антикварный рынок страны и крайне осложняют развитие коллекционирования. В частности, она упомянула о том, что в законе о ввозе-вывозе культурная ценность признана товаром, и, соответственно, при продаже, даже через несколько лет, ввезенной вещи коллекционер, пусть и с учетом освобождения от подоходного налога, обязан уплатить пошлину в размере 30% от ее стоимости и 18% НДС, а такая ситуация, к сожалению, способствует росту теневой части антикварного рынка. Еще одна системная законодательная проблема, осложняющая жизнь всем коллекционерам, — это требование того, чтобы купленное за рубежом произведение искусства при ввозе сопровождал лично покупатель. В случае пересылки вещи в Россию зарубежным аукционным домом или галереей новый владелец должен уплачивать таможенную пошлину. Также нуждается в пересмотре законодательная норма, когда таможенные платежи взимаются с граждан России, которые временно ввозят произведения искусства в страну (например, для проведения экспертизы или на выставку).

Арсен Мелитонян, коллекционер, член президиума Союза филателистов России, рассказал об опыте объединения отечественных коллекционеров еще в советское время, о десятках общественных организаций коллекционеров, которые существуют в наши дни, и о необходимости разработки консолидированной стратегии развития коллекционирования. Отдельно он упомянул о том, что по вопросам внесения изменений в законодательные акты, которые могли бы пойти на пользу развитию коллекционирования в России, будет подготовлена записка в соответствующий комитет Государственной Думы.

Наконец, о необходимости пропагандировать актуальное искусство и о том, что сейчас самое подходящее время для коллекционирования работ современных авторов, говорили коллекционер Пьер-Кристиан Броше и президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+