18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Международная политика и экономика в чайниках

№46
Материал из газеты

Как британское серебро соблазняло Россию XVIII века

В Государственном Эр­митаже хранится 370 серебряных предметов британского происхождения разной ценности и размера — от наперстков до передачи для вина, лохани-холодильника (1740), такой большой, что в ней можно было купать малолетнего Иоанна VI. Этот сосуд Джернегена — Кендлера, знакомый английской публике только по гальванокопии Элкингтона 1880-х годов (Музей Виктории и Альберта), называли как «самым выдающимся произведением из серебра, созданным в Англии XVIII века», так и «самым уродливым». На внутренней стороне лохани — гравировка, изображающая фонтаны с бьющей из пастей драконов водой, вдохновленная рисунками Жака де Лажу. Когда сосуд был готов, Мейнелл не смог выкупить его, и в 1737 году передачу выставили в качестве приза в лотерее. Победителем стал Уильям Бэттин, в 1738-м продавший предмет российскому императору.

Клеймо Кендлера стоит и на украшенном цветами и российским императорским гербом туалетном зеркале, вошедшем в опись дворца в Ораниенбауме. Для того же интерьера через русского посланника в Лондоне приобрели эффектный чайник-бульотку в китайском стиле работы Николаса Спримонта. В ведении к каталогу British Silver: State Hermitage Museum Catalogue (Британское серебро: каталог коллекции Государственного Эрмитажа) Марина Лопато рассказывает, как, благодаря расцвету экономических и политических связей между Англией и Россией, здесь развивался вкус к европейскому декоративно-прикладному искусству. В числе русских посланников в Лондоне был Александр Михайлович Голицын, в 1759 году доставивший ко двору украшенный бриллиантами туалетный прибор для императрицы (не сохранился). Екатерина Великая стала «самым превосходным клиентом» лондонских придворных ювелиров Rundell, Bridge & Rundell.

Благодаря качественным фотографиям в каталоге можно убедиться в том, что поверхность всех предметов сохранилась в великолепном состоянии. Этим мы обязаны заботливому русскому небрежению чисткой серебра.

На русском языке каталог эрмитажной коллекции вышел в 2013 году. Мастерский перевод для английского издания, приуроченного к 250-летию музея, подготовила Кэтрин Филлипс. Большой вклад в дело распространения зданий об эрмитажной коллекции изобразительного и прикладного искусства внес профессор Брайан Аллен на посту лондонского директора Центра по изучению британского искусства Пола Меллона и председателя британского Общества друзей Эрмитажа. Теперь информация о самой значимой за пределами Соединенного Королевства коллекции английского серебра стала доступна широкой международной аудитории. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+