18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Международная политика и экономика в чайниках

№46
Материал из газеты

Как британское серебро соблазняло Россию XVIII века

В Государственном Эр­митаже хранится 370 серебряных предметов британского происхождения разной ценности и размера — от наперстков до передачи для вина, лохани-холодильника (1740), такой большой, что в ней можно было купать малолетнего Иоанна VI. Этот сосуд Джернегена — Кендлера, знакомый английской публике только по гальванокопии Элкингтона 1880-х годов (Музей Виктории и Альберта), называли как «самым выдающимся произведением из серебра, созданным в Англии XVIII века», так и «самым уродливым». На внутренней стороне лохани — гравировка, изображающая фонтаны с бьющей из пастей драконов водой, вдохновленная рисунками Жака де Лажу. Когда сосуд был готов, Мейнелл не смог выкупить его, и в 1737 году передачу выставили в качестве приза в лотерее. Победителем стал Уильям Бэттин, в 1738-м продавший предмет российскому императору.

Клеймо Кендлера стоит и на украшенном цветами и российским императорским гербом туалетном зеркале, вошедшем в опись дворца в Ораниенбауме. Для того же интерьера через русского посланника в Лондоне приобрели эффектный чайник-бульотку в китайском стиле работы Николаса Спримонта. В ведении к каталогу British Silver: State Hermitage Museum Catalogue (Британское серебро: каталог коллекции Государственного Эрмитажа) Марина Лопато рассказывает, как, благодаря расцвету экономических и политических связей между Англией и Россией, здесь развивался вкус к европейскому декоративно-прикладному искусству. В числе русских посланников в Лондоне был Александр Михайлович Голицын, в 1759 году доставивший ко двору украшенный бриллиантами туалетный прибор для императрицы (не сохранился). Екатерина Великая стала «самым превосходным клиентом» лондонских придворных ювелиров Rundell, Bridge & Rundell.

Благодаря качественным фотографиям в каталоге можно убедиться в том, что поверхность всех предметов сохранилась в великолепном состоянии. Этим мы обязаны заботливому русскому небрежению чисткой серебра.

На русском языке каталог эрмитажной коллекции вышел в 2013 году. Мастерский перевод для английского издания, приуроченного к 250-летию музея, подготовила Кэтрин Филлипс. Большой вклад в дело распространения зданий об эрмитажной коллекции изобразительного и прикладного искусства внес профессор Брайан Аллен на посту лондонского директора Центра по изучению британского искусства Пола Меллона и председателя британского Общества друзей Эрмитажа. Теперь информация о самой значимой за пределами Соединенного Королевства коллекции английского серебра стала доступна широкой международной аудитории. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+