18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Футуристы, Сальвадор Дали, Энди Уорхол: все под каблуком у моды

№46
Материал из газеты

Масштабный проект Музея Феррагамо во Флоренции о связях искусства и моды

Центральной площадкой выставки-исследования о том, как главные направления в искусстве влияли на моду, стал музей Сальваторе Феррагамо (1898–1960), легендарного дизайнера обуви, которого называли «королем сапожников и сапожником королей». Сальваторе происходил из небогатой итальянской семьи; переехав в США, он добился невероятного успеха в обувном деле, что позволило ему вернуться в Италию и в 1927 году открыть собственное производство во Флоренции.

Феррагамо был ярым поклонником ручного труда и флорентийских мастерских эпохи Возрождения, на которые он ориентировался при создании собственных мастерских. Он считал, что машинным способом ничего хорошего создать не получится, по крайней мере в отношении обуви. С миром искусства Феррагамо был связан непосредственно: хорошо знал местные музейные и личные собрания, в частности коллекцию Фредерика Стибберта, где было много прикладного искусства, делал обувь для Пегги Гуггенхайм, а логотип его бренда создал футурист Лучо Венна — на выставке покажут его рекламные плакаты. Также в раздел, посвященный истории самого Феррагамо, включены работы Кеннета Ноланда (1924–2010) — американского абстракциониста, известного своими полотнами с цветными кругами, которые перекочевали на туфли Феррагамо.

В экспозицию включены и другие знаковые произведения искусства, повлиявшие на моду. Их прислали ведущие мировые музейные и частные коллекции, среди которых Филадельфийский художественный музей, Институт костюма в Киото и Фонд Пьера Берже — Ива Сен-Лорана. Также к открытию выставки были специально созданы объекты современного искусства. Британский художник Йинка Шонибаре представил инсталляцию на тему мультикультурализма и колониализма: застывшие в театральных позах манекены наряжены в европейские костюмы XVIII–XIX веков, однако сделаны они из африканского батика.

В одном из залов можно увидеть работы Розы Дженони, феминистки и социалистки, сделавшей карьеру в мире моды. Это два платья, которые выставлялись на Всемирной выставке в Милане в 1906 году. Причем одно из них — прямая отсылка к Весне Боттичелли, а второе вдохновлено рисунком Антонио Пизанелло из Музея Конде в Шантийи. Наряды стали манифестом новой итальянской моды, до этого в основном оглядывавшейся на французскую. Конечно, без Франции и здесь не обошлось: Феррагамо вдохновлялся творчеством Сони Делоне.

Внимание в экспозиции уделено и отдельным художникам, проявлявшим интерес к декоративности в широком смысле и костюму в частности, как прерафаэлиты и Густав Климт. Плод прямой совместной работы модельера и художника — платье с омаром Сальвадора Дали работы Эльзы Скьяпарелли представлено по соседству с платьем Мондриан Ива Сен-Лорана. Целый раздел посвящен Энди Уорхолу, поклоннику обуви Феррагамо, и его работе в fashion-индустрии. Там можно увидеть его Супер-платье (от слова «суп»), воспроизводящее банки знаменитого супа Campbell’s. Экспозиция получилась столь необъятной, что пришлось задействовать и другие площадки. Например, в Музее Марино Марини на выставке Совмещение были представлены произведения, созданные известными художниками для разных мероприятий дома Salvatore Ferragamo. В Галерее костюма в Палаццо Питти прошла ретроспектива, посвященная Розе Дженони. В настоящее время в Национальной центральной библиотеке Флоренции в рамках проекта проходит выставка итальянской fashion-периодики XIX века (до 15 октября), а в Музее тканей в Прато прослеживается вся послевоенная история итальянского текстиля (до 19 февраля 2017 года).

Музей Сальваторе Феррагамо
Сквозь искусство и моду

До 7 апреля 2017

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+