18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Если в комиксе есть Тинтин, то это наверняка искусство

№46
Материал из газеты

Ретроспектива Эрже, создателя одного из самых знаменитых героев комиксов

Перед тем как стать Эрже (1907–1983), символом Бельгии и отцом Тинтина — знаменитого персонажа комиксов, он был Жоржем Реми, брюссельским сорванцом из простой семьи. Успевал по всем предметам, кроме рисования. «Я был очень ленив и почти не умел рисовать. Черкнул круг, две точки, закорючку-нос, еще одна точка стала ртом, и штрих-галка на лбу. Вот и все. Никогда не думал, что он будет таким популярным. Почему Тинтин? Понятия не имею!» — уходил от ответов Эрже. О прототипе спорят до сих пор: одни видят в этом бесстрашном мальчугане 1929 года рождения младшего брата первого героя Эрже, бойскаута Тотора, другие — его настоящего брата.

В первом же комиксе Эрже отправил своего героя, репортера бельгийской газеты, вместе с фокстерьером Милу в Советский Союз (Тинтин в Стране Советов). Про СССР Эрже знал ровно столько же, сколько рядовой бельгиец, то есть ничего. Источником информации для него стала книжка бельгийского посла Жозефа Дуйе 1928 года, рассказывающая в черных красках о девяти годах дипломатической службы на советской чужбине. Вслед за ней Эрже взялся за актуальную тогда тему колоний (Тинтин в Конго, 1931). Обвинения в симпатиях колонизаторам и расизме сыпались на его голову и в те времена, но главный скандал разгорелся уже в XXI веке, когда в Брюсселе оскорбленный конголезский студент потребовал запретить комикс. Но суд рассудил иначе: «Эрже ограничился созданием вымышленного произведения с единственной целью — развлечь своих читателей. Его юмор искренний и добрый». И точка. Сам же Эрже как от советской серии, так и от этой колониальной открещивался, в конце 1960-х заявив, что полжизни назад и антибольшевистские настроения были нормой, и с бывшими колониями у Европы были другие отношения. И не скрывал, что работал по заданию редакции: молодым не до выбора, поэтому и следующий заказ –— обличение капиталистической Америки — выполнил на отлично. Он выступал и против японских империалистов в Китае, и против фашизма. Впрочем, это не помешало ему во время оккупации Бельгии сотрудничать с коллаборационистской газетой Le Soir, что изменило и самого Эрже, и его Тинтина. Его мальчуган из репортера превратился в простого искателя приключений, а также появились новые персонажи, как Капитан Хэддок.

Но кураторы парижской выставки о черных пятнах в биографии Эрже упоминают лишь вскользь. Для них он художник, поэтому и рассказывают они о том, как формировался его стиль. Про влияние экспрессионизма и немого кино, про то, как от черно-белой печати Эрже перешел к цвету, про увлечение современным искусством и личную коллекцию, где соседствовали Энди Уорхол, Лучо Фонтана, Жан Дюбюффе и Рой Лихтенштейн. Отдельная тема — агентство Hergé-Publicité, созданное Эрже в 1930-х годах для выпуска рекламных афиш. Какой ему видится судьба комиксов в 2000-х годах — спросили у Эрже в 1969 году. «Я думаю, я надеюсь, что их (наконец-то!) станут цитировать… что они станут таким же самостоятельным жанром, как литература или кино». С его комиксами все так и произошло.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+