18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Если в комиксе есть Тинтин, то это наверняка искусство

№46
Материал из газеты

Ретроспектива Эрже, создателя одного из самых знаменитых героев комиксов

Перед тем как стать Эрже (1907–1983), символом Бельгии и отцом Тинтина — знаменитого персонажа комиксов, он был Жоржем Реми, брюссельским сорванцом из простой семьи. Успевал по всем предметам, кроме рисования. «Я был очень ленив и почти не умел рисовать. Черкнул круг, две точки, закорючку-нос, еще одна точка стала ртом, и штрих-галка на лбу. Вот и все. Никогда не думал, что он будет таким популярным. Почему Тинтин? Понятия не имею!» — уходил от ответов Эрже. О прототипе спорят до сих пор: одни видят в этом бесстрашном мальчугане 1929 года рождения младшего брата первого героя Эрже, бойскаута Тотора, другие — его настоящего брата.

В первом же комиксе Эрже отправил своего героя, репортера бельгийской газеты, вместе с фокстерьером Милу в Советский Союз (Тинтин в Стране Советов). Про СССР Эрже знал ровно столько же, сколько рядовой бельгиец, то есть ничего. Источником информации для него стала книжка бельгийского посла Жозефа Дуйе 1928 года, рассказывающая в черных красках о девяти годах дипломатической службы на советской чужбине. Вслед за ней Эрже взялся за актуальную тогда тему колоний (Тинтин в Конго, 1931). Обвинения в симпатиях колонизаторам и расизме сыпались на его голову и в те времена, но главный скандал разгорелся уже в XXI веке, когда в Брюсселе оскорбленный конголезский студент потребовал запретить комикс. Но суд рассудил иначе: «Эрже ограничился созданием вымышленного произведения с единственной целью — развлечь своих читателей. Его юмор искренний и добрый». И точка. Сам же Эрже как от советской серии, так и от этой колониальной открещивался, в конце 1960-х заявив, что полжизни назад и антибольшевистские настроения были нормой, и с бывшими колониями у Европы были другие отношения. И не скрывал, что работал по заданию редакции: молодым не до выбора, поэтому и следующий заказ –— обличение капиталистической Америки — выполнил на отлично. Он выступал и против японских империалистов в Китае, и против фашизма. Впрочем, это не помешало ему во время оккупации Бельгии сотрудничать с коллаборационистской газетой Le Soir, что изменило и самого Эрже, и его Тинтина. Его мальчуган из репортера превратился в простого искателя приключений, а также появились новые персонажи, как Капитан Хэддок.

Но кураторы парижской выставки о черных пятнах в биографии Эрже упоминают лишь вскользь. Для них он художник, поэтому и рассказывают они о том, как формировался его стиль. Про влияние экспрессионизма и немого кино, про то, как от черно-белой печати Эрже перешел к цвету, про увлечение современным искусством и личную коллекцию, где соседствовали Энди Уорхол, Лучо Фонтана, Жан Дюбюффе и Рой Лихтенштейн. Отдельная тема — агентство Hergé-Publicité, созданное Эрже в 1930-х годах для выпуска рекламных афиш. Какой ему видится судьба комиксов в 2000-х годах — спросили у Эрже в 1969 году. «Я думаю, я надеюсь, что их (наконец-то!) станут цитировать… что они станут таким же самостоятельным жанром, как литература или кино». С его комиксами все так и произошло.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+