The Art Newspaper Russia
Поиск

Русский музей решил докопаться до истоков абстракций Кандинского

Национальные корни искусства классика стали темой отдельной выставки

Черное пятно. 1912 / Государственный Русский музей

Черное пятно. 1912 / Государственный Русский музей

Выставка главного абстракциониста ХХ века к его 150-летию станет первой попыткой исследовать национальные корни ранних фигуративных работ Кандинского и абстракций 1910-х годов. Василия Кандинского принято считать почти немецким художником. В Германии он учился и жил много лет, оттуда и его философия с антропософским акцентом, там хранится значительная часть его произведений. Но Государственный Русский музей, подключив к проекту еще три десятка российских и немецких музейных собраний, включая Эрмитаж, Третьяковскую галерею и ГМИИ им. Пушкина, а также частные коллекции, решил докопаться до истоков. Доказательной базой стала книга Кандинского Ступени, изданная в Мюнхене в 1913 году и переизданная через пять лет в Москве. В 1889 году студент юрфака Московского университета отправился в экспедицию в Вологодскую губернию для изучения жизни русских крестьян и традиционных верований зырян, как тогда назвали народ коми. В Ступенях Кандинский пишет: «…Население было одето так ярко, что казалось подвижными двуногими картинами… Когда я вошел в горницу, живопись обступила меня… По стенам лубки: символически представленный богатырь, сражение… В этих необыкновенных избах я выучился не глядеть на картину со стороны, а в ней жить». Кандинский начинает собирать образцы народного искусства. Включенные в экспозицию вологодские сундучки, туеса, каргопольские прялки и игрушки должны дать нам представление о пристрастиях несостоявшегося приват-доцента. На фотографии Кандинского 1911 года в его мюнхенском кабинете видно, что на самом почетном месте находится лубок Птица райская Алконост.

Сопоставление картины Кандинского Пестрая жизнь, его пейзажей Мурнау, созданных в 1907–1909 годах, работ современников (тоже вошедших в экспозицию): эскизов декораций Николая Рериха и Дмитрия Стеллецкого, живописи Марианны Веревкиной и Алексея Явленского, Николая Кульбина и Василия Денисова — подтверждает, что перед нами группа символистов с экспрессионистским уклоном. Но уже в 1910 году Кандинский пишет Композицию № 1, и отныне «композиции», «импровизации» и «импрессии» станут главными в его искусстве. Композиции — это «сознательное» письмо, четко структурированное, проверенное на многочисленных этюдах. «Художник, кроме впечатлений, собирает внутренние переживания, ищет форму, которая отразит взаимодействие этих элементов», — сформулирует свое кредо Кандинский в тех же Ступенях. В России остались две композиции — № 6 и № 7, поделенные между Третьяковской галереей и Эрмитажем и недавно показанные вместе в обеих столицах.

Что касается романа Кандинского с Россией, то с началом Первой мировой он вернулся из Германии, после революции стал топ-менеджером Наркомпроса, вице-президентом Российской академии художественных наук, по поручению которой поехал в Германию «налаживать связи» и там получил предложение, от которого было невозможно отказаться: Вальтер Гропиус позвал его преподавать в Баухаусе. В Москве и Петрограде же остались лишь эскизы чашек и блюдец для Дулевского и других фарфоровых заводов. 

22.09 — 21.11
Государственный Русский музей
Материалы по теме
Просмотры: 18438
Популярные материалы
1
Жизнь Синди Шерман по кадрам собрала Национальная портретная галерея
Ретроспектива из 150 произведений Шерман показывает, как художницу вдохновили фильмы Хичкока и семейный альбом.
14 августа 2019
2
Художник Илья Трушевский стал антигероем передачи телеканала «Дождь»
Передача включает интервью разных женщин, рассказывающих о его нападениях.
12 августа 2019
3
The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL объявляет программу и запускает новый сайт
На третьем The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL, который пройдет в Москве с 9 по 15 сентября, покажут фильмы о Питере Линдберге, Христо и Шоне Скалли.
14 августа 2019
4
Наследники подали в суд на Министерство культуры
Французские музеи не торопятся возвращать три картины Дерена, принадлежавшие погибшему в концлагере маршану Рене Жимпелю.
12 августа 2019
5
Центр документального кино выпускает в прокат фильм «Разум и искусство»
Документальная картина «Разум и искусство» исследует темную сторону творчества.
13 августа 2019
6
Искусство до и после Второй мировой войны выставили в цюрихском Кунстхаусе
На выставке «Час ноль. Искусство с 1933 по 1955 год» наряду с произведениями Альберто Джакометти, Пабло Пикассо и Джексона Поллока показаны работы швейцарских художников, которые не выставлялись десятилетиями.
13 августа 2019
7
Совместную выставку Трейси Эмин и Эдварда Мунка покажут в Осло и Лондоне
Первой площадкой станет новое здание Музея Мунка в Осло, возле которого установят гигантскую скульптуру Эмин «Мать», затем выставка переедет в лондонскую Королевскую академию художеств.
12 августа 2019
8
Тайны «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи раскроют на выставке в Лондоне
Исследование картины из собрания Национальной галереи показало, что в первом варианте композиции младенец Иисус и ангел находились выше.
16 августа 2019
9
Ретроспектива звезды поп-арта и арте повера Пино Паскали проходит в Венеции
На выставке, открывшейся в рамках параллельной программы 58-й Венецианской биеннале, он представлен еще одной гранью своего дарования — фотографией.
12 августа 2019
10
В Стеделейк-музее показывают выставку «Гибридная скульптура»
На ней объединились работы Изы Генцкен, Джеффа Кунса, Томаса Хиршхорна и других художников.
15 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru