The Art Newspaper Russia
Поиск

Архитектурный фантаст Джованни Баттиста Пиранези в лабиринтах времени

ГМИИ представит 400 работ — Пиранези и тех, кто был «до» и «после»

Джузеппе Валериани (1526 – 1596). Интерьер дворцового зала. Набросок

Джузеппе Валериани (1526 – 1596). Интерьер дворцового зала. Набросок

Вряд ли можно найти другого столь же популярного художника XVIII века, как Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). Уже три века литераторы, философы, историки бьются над загадкой «странного человека», как описал его Владимир Одоевский. Выставка До и после в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина тоже задумана как сюжет о том, из чего складывался стиль Пиранези и как его искусство повлияло на последующие поколения художников и архитекторов.

Экспозиция будет выглядеть следующим образом: вокруг работ самогоПиранези будут выстроены «коридоры времени», где встретятся произведения его предшественников и последователей.

Стиль Пиранези сложился в среде театральных художников барокко — братьев Валериани и семейства Галли Бибьена, им увлекались архитекторы екатерининской эпохи Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон и Винченцо Бренна, советские архитекторы 1920–1930-х годов. Археолог, архитектор, график, коллекционер — каждой стороне этой неординарной личности на выставке будет уделено отдельное внимание.

Основная часть экспонатов будет  из собрании самого ГМИИ, владеющего второй по величине российской коллекцией Пиранези после Эрмитажа. Двадцать томов его офортов поступили в Румянцевский музей, а затем в Музей изящных искусств из собрания князей Барятинских и дворян Коссецких еще в 1920-е годы. Остальную часть экспозиции составят работы из коллекций музеев Российской академии художеств, Московского архитектурного института, Государственного архитектурного музея им. А.В.Щусева, а также из Фонда Чини в Венеции. Помимо хрестоматийных работ Пиранези российский зритель впервые увидит его гравировальные доски, тоже из Италии, из Центрального института графики в Риме. Всего же устроители выставки обещают около 400 экспонатов.

Центральное место на выставке займет античная тема – главная для Пиранези, блестящего знатока Античности и страстного археолога, изучавшего древние памятники непосредственно на римских раскопках. Наиболее интересные находки он зарисовывал и описал в своем четырехтомнике Римские древности. Человек предприимчивый, Пиранези делал и копии на продажу, создавал эскизы каминов и мебели по античным мотивам; их российская публика тоже увидит впервые в серии гравюр Различные способы украшения каминов и Античные вазы и канделябры.

Современной же рифмой к знаменитым римским видам Пиранези пойдут снимки фотографа Джанлуки Баронкелли. Зрителя ждут и другие сюрпризы. Известный своими руинированными пейзажами художник Валерий Кошляков специально к выставке написал полотно, вдохновленное видами Рима в духе Пиранези. А знаменитую серию Темниц мастера оживил Грегуар Дюпон, создав видеопроект, позволяющий совершить путешествие по их мрачным лабиринтам в 3D. Его тоже можно будет увидеть на выставке.

20.09 — 13.11
ГМИИ имени А.С.Пушкина
Материалы по теме
Просмотры: 11354
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Ричард Армстронг: «Управляю всеми, как марионетками»
Директор Музея и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма полагает, что не надо потакать тяге публики к разного рода околомузейным развлечениям
12 июля 2018
3
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
4
Монарший жемчуг из Музеев Катара в Историческом музее
Экспозицию выставки «Жемчуг: сокровища морей и рек» с изделиями ювелирного и прикладного искусства дополняют разделы о происхождении жемчуга и истории его мирового промысла.
10 июля 2018
5
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
6
Могут ли музеи показывать работы художников, которые подозреваются в сексуальном насилии?
Движение против харассмента набирает обороты, и американские музеи все чаще терзаются вопросами морально-этического характера
11 июля 2018
7
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
8
Новые станции московского метро: типовое против художественного
Московское метро стремительно растет, новые станции и ветки открываются одна за другой. Их архитектура и стилистика пытаются продолжить традицию метро как общественного пространства с художественным содержанием
12 июля 2018
9
Где Рубенс, там и барокко
Антверпен начал отмечать год великого фламандца и его эпохи. С июня и до конца января здесь проходят десятки мероприятий, посвященных художнику и его влиянию на искусство трех последующих столетий
10 июля 2018
10
Выставки июля и августа в галереях Москвы
Российские дизайнеры в МАРСе, Роман Сакин в XL, Женя Мачнева во Vladey, Вик Мюнис в Галерее Гари Татинцяна и многие другие.
10 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru