18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Архитектурный фантаст Джованни Баттиста Пиранези в лабиринтах времени

№46
Материал из газеты

ГМИИ представит 400 работ — Пиранези и тех, кто был «до» и «после»

Вряд ли можно найти другого столь же популярного художника XVIII века, как Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). Уже три века литераторы, философы, историки бьются над загадкой «странного человека», как описал его Владимир Одоевский. Выставка До и после в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина тоже задумана как сюжет о том, из чего складывался стиль Пиранези и как его искусство повлияло на последующие поколения художников и архитекторов.

Экспозиция будет выглядеть следующим образом: вокруг работ самогоПиранези будут выстроены «коридоры времени», где встретятся произведения его предшественников и последователей.

Стиль Пиранези сложился в среде театральных художников барокко — братьев Валериани и семейства Галли Бибьена, им увлекались архитекторы екатерининской эпохи Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон и Винченцо Бренна, советские архитекторы 1920–1930-х годов. Археолог, архитектор, график, коллекционер — каждой стороне этой неординарной личности на выставке будет уделено отдельное внимание.

Основная часть экспонатов будет  из собрании самого ГМИИ, владеющего второй по величине российской коллекцией Пиранези после Эрмитажа. Двадцать томов его офортов поступили в Румянцевский музей, а затем в Музей изящных искусств из собрания князей Барятинских и дворян Коссецких еще в 1920-е годы. Остальную часть экспозиции составят работы из коллекций музеев Российской академии художеств, Московского архитектурного института, Государственного архитектурного музея им. А.В.Щусева, а также из Фонда Чини в Венеции. Помимо хрестоматийных работ Пиранези российский зритель впервые увидит его гравировальные доски, тоже из Италии, из Центрального института графики в Риме. Всего же устроители выставки обещают около 400 экспонатов.

Центральное место на выставке займет античная тема – главная для Пиранези, блестящего знатока Античности и страстного археолога, изучавшего древние памятники непосредственно на римских раскопках. Наиболее интересные находки он зарисовывал и описал в своем четырехтомнике Римские древности. Человек предприимчивый, Пиранези делал и копии на продажу, создавал эскизы каминов и мебели по античным мотивам; их российская публика тоже увидит впервые в серии гравюр Различные способы украшения каминов и Античные вазы и канделябры.

Современной же рифмой к знаменитым римским видам Пиранези пойдут снимки фотографа Джанлуки Баронкелли. Зрителя ждут и другие сюрпризы. Известный своими руинированными пейзажами художник Валерий Кошляков специально к выставке написал полотно, вдохновленное видами Рима в духе Пиранези. А знаменитую серию Темниц мастера оживил Грегуар Дюпон, создав видеопроект, позволяющий совершить путешествие по их мрачным лабиринтам в 3D. Его тоже можно будет увидеть на выставке.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+