The Art Newspaper Russia
Поиск

Жизнь после смерти: художники и их наследие

Дочь Генри Мура Мэри у скульптуры работы отца в фамильном поместье, где теперь располагается Фонд Генри Мура. Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС

Дочь Генри Мура Мэри у скульптуры работы отца в фамильном поместье, где теперь располагается Фонд Генри Мура. Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС

О том, какие трудности ждут тех, кому выпало хранить и управлять творческим наследием художников, рассказывает книга Лоретты Вюртенбергер The Artist’s Estate: a Handbook for Artists, Executors and HeirsТворческое наследие: руководство для художников, для управляющих наследием и наследников»), вышедшая в издательстве Hatje Cantz. Впервые ее представили участникам конференции «Сохранение наследия», прошедшей в Берлине 14–15 сентября по инициативе Института творческого наследия художников. Отрывок из новой книги мы предлагаем вашему вниманию.


Память о художнике жива, пока живут его произведения: следующие поколения черпают вдохновение в его работах, а кураторы, искусствоведы и коллекционеры ищут новые точки зрения на творчество. Цель достигнута, когда творческое наследие вступает в диалог с современностью, проходят выставки и произведения мастера вписываются в новый контекст, переосмысленные сегодняшними художниками.

Но, чтобы достичь всего этого, нужно проделать огромную работу, не говоря уже о финансовых ресурсах. Для успеха подобного начинания необходим самый широкий диапазон знаний и умений — от искусствоведческих исследований до навыков управления и продаж. Поэтому наследники художников часто посвящают этой деятельности значительную часть своей жизни.

Профессиональный подход

…Число произведений, созданных в XX столетии, огромно, и признаков затухания творческого процесса в XXI веке не наблюдается: растет количество студентов художественных вузов, открываются новые художественные школы, музеи, а арт-рынок становится все более конкурентным и глобальным. Все это способствует интересу к искусству, но его создатели теперь могут претендовать лишь на краткий миг внимания зрителей. Вопрос о том, как правильно распорядиться наследием художника и не дать ему кануть в небытие, становится все более актуальным и в идеале должен быть решен еще при жизни творца.

Управлению наследием можно научиться. Ясное понимание задачи и правильная стратегия здесь решающие факторы. Главное в управлении наследием — не дать произведениям художника исчезнуть после его смерти, а для этого нужно вести постоянный диалог с современностью… Даже когда родные и близкие художника считают свои обязанности делом семейным, им следует заниматься профессионально. Их преданность ему не должна быть мимолетной: это краеугольный камень их деятельности.

Огромная ответственность

Изучение и работа с творческим наследием художника могут оказаться не в радость, ведь это постоянное напоминание о том, что жизнь конечна. Причем это одинаково касается как самого художника, озаботившегося судьбой своего наследия еще при жизни, так и его близких. Тем не менее, если художник хочет самостоятельно обеспечить присутствие своего творчества в жизни будущих поколений, ему придется решить ряд важных вопросов. …И возможно, даже уничтожить некоторые свои работы. Если сил на это нет, разумнее всего направить по верному пути своих наследников. Дело в том, что супруги и дети несут на себе не только тяжесть потери близкого человека, но и материальное бремя его творческого наследия. Огромная ответственность управления им быстро становится всепоглощающей, а список неотложных дел — бесконечным. Для членов семьи работа с наследием означает постоянную переоценку своего родства с художником. Более того, это может серьезно повлиять на их собственную жизнь, ведь, погружаясь в эмоции, трудно сохранять объективный взгляд на творчество.

Вот почему важнее всего разработать структуры и стратегии, которые облегчат профессиональное управление наследием. Не менее важно предоставить родным и потомкам художника достаточное пространство для маневра — это поможет избежать семейных ссор, — но в то же время не слишком большое, чтобы они не сбились с выбранного курса — еще одна опасность, которая может испортить самую успешную работу по сохранению наследия.

Сегодня управляемое наследие должно представляться как автономная художественная институция, поддерживаемая тремя столпами: научными исследованиями, музеями и арт-рынком. Общей единой модели не существует. Варианты так же разнообразны, как творчество самих художников и интересы тех, кто связан с ними.

Однако есть два вопроса, которые касаются наследия любого художника: чего хотел бы автор, если бы был жив сегодня, и собираемся ли мы действовать от его имени, опираясь на серьезное искусствоведческое истолкование творчества, или же просто ради собственной выгоды? Эти вопросы помогают наметить ориентиры. И только когда на них есть ответы, обретают смысл слова Энди Уорхола: «Смерть действительно может сделать из вас звезду!»

Просмотры: 3074
Популярные материалы
1
Объявлены лауреаты VIII Премии The Art Newspaper Russia
В Москве при поддержке ювелирной компании Mercury состоялась церемония награждения Премией The Art Newspaper Russia. Представляем лауреатов в интересных цифрах и фактах.
26 февраля 2020
2
Михаил Суслов: «Сейчас очень хорошее время для коллекционеров и инвесторов»
Антиквар, владелец галереи «Трианон» и онлайн-аукциона «Артлот 24» Михаил Суслов рассказывает о том, как устроен арт-бизнес в России, своих планах открыть галерею в Москве и перспективах рынка русского искусства на родине и за рубежом.
25 февраля 2020
3
AES + F: безжалостные пророчества
Виртуозы digital art, визионеры-провидцы, обычно они ставят на самые мрачные сценарии. Татьяна Арзамасова и Лев Евзович рассказали о своем видении современного мира и глобальной мифологии.
26 февраля 2020
4
Ностальгия по ГДР обретает материальность
На примере мозаики Жозепа Ренау можно увидеть, как меняется сегодня отношение к культурному наследию Восточной Германии.
25 февраля 2020
5
Альтернативные арт-площадки Петербурга
Современное искусство Северной столицы далеко не ограничивается тем, что показывают музеи и галереи. Свой обзор для Russian Art Focus сделал канадский филолог, поклонник города Джош Надьё.
26 февраля 2020
6
Выставки месяца в Нидерландах
Диалог Караваджо и Бернини в Рейксмузеуме, невиданное постсоветское от фотографа-антрополога Бертьен ван Манен в Стеделейк и ХХ век афроамериканского искусства в Амерсфорте.
25 февраля 2020
7
В Португалии восстанавливают узоры холстов старых мастеров
Реконструкция плетения холста поможет реставрировать шедевры Веласкеса, Караваджо, Эль Греко и других художников.
25 февраля 2020
8
Церемония вручения премии The Art Newspaper Russia прошла в Москве
В Гостином Дворе прошло театрализованное вручение VIII Премии The Art Newspaper Russia, состоявшееся при поддержке генерального партнера церемонии — Mercury.
27 февраля 2020
9
Выставки месяца в Германии
Чувства звезд современного искусства в мюнхенской Пинакотеке модернизма и основоположник немецкого фоторепортажа Умбо в Берлинской галерее.
26 февраля 2020
10
Дрезденская картинная галерея открывается обновленной
Коллекция произведений старых мастеров, собранная саксонскими курфюрстами, снова доступна для публики после затяжной реконструкции здания Земпербау в историческом дворцовом комплексе Цвингер.
28 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru