18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нэцкэ из частных собраний вылупились в Эрмитаже

Мегамузей поддержал четырех молодых российских коллекционеров: Игоря Черемикина, Даниила Борщева, Александра Кулиша и Максима Сурнова, которые в свободное от бизнеса время занимаются собиранием нэцкэ — важного элемента традиционной японской одежды, не имевшей карманов. Как пояснил Черемикин, «все мы вышли из „Каникул Кроша“ Анатолия Рыбакова. Кто-то читал повесть, все смотрели в детстве снятый по ней фильм». И добавил, что нэцкэ не должно отпугивать начинающих коллекционеров: за более или менее доступную цену можно найти вещи даже  XVIII века.

Классические японские нэцкэ изготовлялись с начала XVII до середины XIX века из дерева или кости и служили поясным противовесом для ношения на шнуре мелких предметов. Впрочем, эксперты предупреждают, что предметов XVII века сохранилось мало и сегодня надо крайне осторожно относиться к произведениям с такой датировкой. Когда Япония открылась для иностранцев, туда пришла европейская одежда и появился спрос на сувениры. Нэцкэ стали делать в виде статуэток с отверстием без учета баланса. Впрочем, японские мастера продолжали изготовлять художественные вещи и в XX веке.

Чтобы не утонуть в море фигурок нэцкэ, эксперты классифицируют их по центрам производства: Осака, Кито, Эдо, региональные школы. А также по сюжетам: мифические существа, животные календарного цикла (чаще других — обезьяны), литературные и бытовые сцены. Сложнее дело обстоит с авторством: мастера прошлого не всегда оставляли автографы, считая нэцкэ низким жанром. Источником информации об авторах до сих пор остается книга Инаба Цурю Похвала оправе мечей, изданная в 1781 году.

Из 180 нэцкэ на выставке хитами стали два. Воющий на луну вегетарианец кирин — гибрид льва, дракона, лошади и оленя, возможно, созданный знаменитым мастером Томотадой. Фигурка Гама-сэннина, бессмертного странника в виде хитроватого бодибилдера с трехлапой жабой на плечах, принадлежит другому известному художнику — Мацусите Отоману. Симпатичного козла с мордой зайца создала в XIX веке Масадзё (женщины редко занимались нэцкэ, а тут выбран персонаж, известный только по книжным иллюстрациям).

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+