18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нэцкэ из частных собраний вылупились в Эрмитаже

Мегамузей поддержал четырех молодых российских коллекционеров: Игоря Черемикина, Даниила Борщева, Александра Кулиша и Максима Сурнова, которые в свободное от бизнеса время занимаются собиранием нэцкэ — важного элемента традиционной японской одежды, не имевшей карманов. Как пояснил Черемикин, «все мы вышли из „Каникул Кроша“ Анатолия Рыбакова. Кто-то читал повесть, все смотрели в детстве снятый по ней фильм». И добавил, что нэцкэ не должно отпугивать начинающих коллекционеров: за более или менее доступную цену можно найти вещи даже  XVIII века.

Классические японские нэцкэ изготовлялись с начала XVII до середины XIX века из дерева или кости и служили поясным противовесом для ношения на шнуре мелких предметов. Впрочем, эксперты предупреждают, что предметов XVII века сохранилось мало и сегодня надо крайне осторожно относиться к произведениям с такой датировкой. Когда Япония открылась для иностранцев, туда пришла европейская одежда и появился спрос на сувениры. Нэцкэ стали делать в виде статуэток с отверстием без учета баланса. Впрочем, японские мастера продолжали изготовлять художественные вещи и в XX веке.

Чтобы не утонуть в море фигурок нэцкэ, эксперты классифицируют их по центрам производства: Осака, Кито, Эдо, региональные школы. А также по сюжетам: мифические существа, животные календарного цикла (чаще других — обезьяны), литературные и бытовые сцены. Сложнее дело обстоит с авторством: мастера прошлого не всегда оставляли автографы, считая нэцкэ низким жанром. Источником информации об авторах до сих пор остается книга Инаба Цурю Похвала оправе мечей, изданная в 1781 году.

Из 180 нэцкэ на выставке хитами стали два. Воющий на луну вегетарианец кирин — гибрид льва, дракона, лошади и оленя, возможно, созданный знаменитым мастером Томотадой. Фигурка Гама-сэннина, бессмертного странника в виде хитроватого бодибилдера с трехлапой жабой на плечах, принадлежит другому известному художнику — Мацусите Отоману. Симпатичного козла с мордой зайца создала в XIX веке Масадзё (женщины редко занимались нэцкэ, а тут выбран персонаж, известный только по книжным иллюстрациям).

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+