The Art Newspaper Russia
Поиск

Российское современное заиграло мышцами

Вышел первый аналитический отчет по рынку российского современного искусства InArt2016, в котором оптимистические и пессимистические цифры и комментарии разделились примерно поровну

По данным отчета о рынке современного искусства InArt2016, в последние три года продажи современного российского искусства делятся между западными аукционными домами (учитывались Sotheby’s, Christie’s, Phillips, MacDougall’s, Shapiro Auction, Van Ham Kunstauktionen) и российскими (Vladey и «Совком») примерно поровну

По данным отчета о рынке современного искусства InArt2016, в последние три года продажи современного российского искусства делятся между западными аукционными домами (учитывались Sotheby’s, Christie’s, Phillips, MacDougall’s, Shapiro Auction, Van Ham Kunstauktionen) и российскими (Vladey и «Совком») примерно поровну

Инициатором подготовки аналитического отчета по рынку российского современного искусства стала Ксения Подойницына, основатель и директор московской галереи «21». Понять динамику развития рынка стремится каждый его участник: без этого ни продать, ни купить — особенно это касается современного искусства, которое острее любого другого раздела реагирует на обстоятельства — экономические или даже политические. А форма ежегодного аналитического отчета придает процессу статусность и солидность — даже если этот процесс такой скромный, как на российском рынке современного искусства.

В исследование не попали нонконформисты, что справедливо: у художниковшестидесятников и галеристы другие,
и коллекционеры. Кроме того, в статистику и графики не включены наши мастера международного формата и веса, такие как Илья Кабаков или Эрик Булатов, — кроме прочего, еще и потому, что миллионные цены на них уж очень оторваны от основной массы продающихся произведений. Те, кто остался, — это художники, карьера которых сложилась после 1991 года, когда в России и началось формирование рынка искусства.

В результате анализа аукционных продаж за последние годы выяснилось несколько интересных фактов. За минувшие десять лет в торгах десятка аукционных домов (крупнейшие западные и два российских — Vladey и «Совком») участвовали работы всего лишь 240 современных российских художников. За последний год (июль 2015 года — июнь 2016 года) объем проданных работ российских художников составил около €2,5 млн (всего в мире современного искусства продали в этот период примерно на $1,7 млрд). То есть рынок русского современного крошечный, и значит, его легко дестабилизировать — и трудно спрогнозировать.

На счету составителей отчета великое свершение: им впервые удалось получить информацию (в виде анкет) от российских галеристов, обычно скрытных и неразговорчивых; на просьбу отреагировала треть тех, к кому авторы обратились с вопросами. На основе полученных сведений и статистики проданных работ за последние два года авторы отчета составили рейтинг художников. Среди старшего постсоветского поколения лидирует Георгий Гурьянов (1961–2013): оборот для него составил €821 тыс., самая дорогая работа — Автопортрет, ушедший на Sotheby’s за €183,6 тыс. Следом идут Тимур Новиков (оборот €400 тыс. за два года), Леонид Пурыгин (€320 тыс.), Валерий Кошляков (€293 тыс.). Рейтинг работ молодых художников возглавляет Евгений Антуфьев (оборот €35 тыс. за два года), за ним Тимофей Радя (€29,4 тыс.) и Егор Кошелев (€25,8 тыс.).

Самым же приятным для глаза оказался график изменения доли продаж нашего современного искусства на Западе и в России. В 2010 году коренастый столбик продаж на лондонских торгах (на €1,2 млн) украшен тонким слоем (в €85 тыс.) продаж внутренних. В 2011 и 2012 годах толщина внутрироссийского «ломтика» не росла, а с 2013 года резко увеличилась, и с тех пор таким баланс и сохраняется: примерно половина продаж происходит за границей, половина — в России. И главная заслуга в этом принадлежит аукциону Vladey, основанному галеристом Владимиром Овчаренко, который, благодаря своему монопольному положению, сейчас фактически формирует тренды на современное искусство на внутреннем рынке.

Чудесным дополнением к отчету стала небольшая статья Сергея Хачатурова о разнообразии направлений на нынешней московской арт-сцене. А блок интервью с участниками рынка — и вовсе кладезь важных наблюдений, из которых внимательный читатель почерпнет не меньше, чем из статистики продаж: «российский рынок современного искусства давно на дне, и это дно покатое» (Дмитрий Ханкин, директор галереи «Триумф»), «русские не понимают значения галерей» (Екатерина Ираги, директор галереи Iragui), «это разговор о покупателях, а для развития рынка нужны коллекционеры» (Тереза Мавика, директор фонда V-A-C), «я стараюсь покупать только то, что можно в итоге продать» (Игорь Маркин, основатель музея и аукциона Art4).

Просмотры: 5117
Популярные материалы
1
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
2
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
3
Шесть тезисов Ильи Кабакова
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями.
16 апреля 2018
4
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
5
Анатолий Зверев: больше жизни, больше искусства!
Единственный в России частный музей, посвященный одному художнику — легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, отмечает третий день своего рождения масштабной выставкой «ЗВЕРЕВ-GALA».
16 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
8
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
9
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
10
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru