18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Под музыку золотых красок

№46
Материал из газеты

Новая версия культурных связей в иконописи позволяет установить особенности распространения хризографии

Один из самых сложных и неразгаданных вопросов медиевистики — практически одновременное появление «греческой манеры» в Тоскане и Умбрии XIII века, в государствах крестоносцев, Византийской империи и ее сателлитах. Большую часть своей жизни Ярослав Фолда изучал особенности этого непростого перекрестия средиземноморских культур. В своей книге Byzantine Art and Italian Panel Painting: the Virgin and Child Hodegetria and the Art of Chrysography (Византийское искусство и итальянская живопись на дереве: икона Богоматери с Младенцем (Одигитрия) и искусство хризографии) он использует новый подход к теме культурного сотрудничества, уделяя основное внимание развитию техники хризографии — росписи икон золотыми красками. Рассматривая особенности хризографии в эпоху крестоносцев, Фолда фиксирует мельчайшие различия в развитии как формы, так и содержания известных изображений Богоматери с младенцем Иисусом на Западе и Востоке.

Примеры работы в технике хризографии Фолда прослеживает от раннего византийского искусства, затем обращается к ряду более поздних икон из монастыря Святой Екатерины на Синайском полуострове, вписывая их в культурный контекст государств крестоносцев. И лишь затем переходит к исследованию активно обсуждаемых сегодня Мадонны Кана и Мадонны Меллона из Национальной галереи в Вашингтоне, чтобы под конец описать уже авторские, а не анонимные произведения XIII века мастеров из Сиены. Разумеется, основное внимание в книге уделено Мадонне Кана и Мадонне Меллона. С тех пор как две эти иконы появились на арт-рынке в 1912 году, атрибутировали их по-разному. Авторство приписывалось и итальянским художникам, и крестоносцам, и мастерам из Византии; местом их происхождения считались самые разные центры — от Константинополя до Сиены.

По его версии, обе иконы созданы в Константинополе по заказу крестоносца в последние годы Латинской империи (около 1260), поскольку подобная иконография Богоматери на престоле была неизвестна в Византии. И хотя 100%-ной уверенности в правоте исследователя об итальянском происхождении живописцев нет, эта гипотеза снимает ряд вопросов. Она объясняет отсутствие письменных свидетельств об этих мастерах, византийскую элегантность их манеры, пристрастие к технике хризографии, а также связь с сиенской живописью, ведь синий мафорий и бледно-лиловый хитон Мадонны Кана не соответствуют византийской стилистике. Фолда систематизирует приемы хризографии знаменитого сиенского мастера Дуччо, дабы проследить связь его работ с византийским искусством и влиянием крестоносцев. Сиенский стиль, как ни одна другая местная школа, неслучайно ассоциируется у нас с золотым светом икон.

Jaroslav Folda with Lucy J. Wrapson. Byzantine Art and Italian Panel Painting: the Virgin and Child Hodegetria and the Art of Chrysography. Cambridge University Press. 492 с. £84,99, $135 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+