The Art Newspaper Russia
Поиск

За розовым забором — Париж

Михаил Рогинский. Розовый забор, рельсы. 1963 / Courtesy of in artibus foundation

Михаил Рогинский. Розовый забор, рельсы. 1963 / Courtesy of in artibus foundation

Выставка Михаила Рогинского в московском фонде IN ARTIBUS открывается картиной, которой нет. Пустая рама, а рядом этикетка, поясняющая, что экспонат находится во Франции на выставке в Центре Жоржа Помпиду, а после ее окончания войдет в собрание знаменитого музея современного искусства. Отсутствующая картина — «Розовый забор» — подарена французскому музею из собрания Инны Баженовой и теперь будет представлять творчество Рогинского в Париже — городе, где художник прожил многие годы.

Вокруг прощания с «Розовым забором» IN ARTIBUS выстраивает занятную драматургию. На выставке показывают работы Рогинского не из музеев, а только из личных коллекций, подчеркивая тем самым роль, какую сегодня играют частные собрания в популяризации национального искусства в России и за границей. А пустую раму «Розового забора» окружают со всех сторон розовые заборы, розовые дома и розовые интерьеры других композиций художника разных лет.

Часто считают, что Михаил Рогинский писал намеренно некрасивые, банальные вещи, интерьеры или пейзажи. Действительно, и натюрморты, и бытовые сценки на его картинах представляют непривлекательные, неприметные предметы или мгновения жизни. Однако Рогинского едва ли можно считать художником быта и повседневности. Часто ли доводилось в 1960-е годы видеть розовые заборы? Едва ли. Тем не менее в творчестве Михаила Рогинского розовый забор — устойчивый мотив, к которому художник обращался неоднократно. Рогинский, раскрашивая свои заборы и стены в розовый цвет, хотел создать очевидный и одновременно невозможный предмет, которого нигде и никогда не было. Предмет, подобный его знаменитой картине-объекту «Красная дверь», так же намеренно маркирующий границу обыденной жизни.

Розовый цвет Рогинского неоднозначен. Мироощущение художника и его творчество отнюдь не оптимистичны, скорее, полны меланхолии. Легкомысленный розовый в живописи художника создает эффект искусственной, нарочито подкрашенной жизни. Рогинский играет с цветовой метафорой, создавая в своих живописных произведениях не только театр предметов, но и своеобразный театр цвета. И основная драма этого театра разыгрывается между розовым и серым. Диапазон любой человеческой жизни, всегда балансирующей между розовым и серым, между мечтой и повседневностью, и есть предмет постоянных размышлений художника.

Если сегодня задаться целью найти прототип розового забора, то непременно наткнешься на рассказ о розовых заборах Сургута — то ли легенду, то ли розыгрыш в духе историй о художниках-персонажах, популярных у московских концептуалистов. В 1960-е годы в далеком западносибирском городке некий местный художник, страстный поклонник Анри Матисса, работавший в коммунальном хозяйстве города, выкрасил все заборы в розовый цвет. Эта легенда-шутка не случайно относится к тем же 1960-м годам, когда были написаны картины Рогинского. Создатели этой истории точно уловили атмосферу того времени, наглядно воспроизвели оставшийся в памяти миф об эпохе, когда энтузиазм обновления и попытки подкрасить реальность сочетались с искренностью и наивностью действующих лиц драмы. Но если по городским легендам и мифам реконструировать наш мир во всей его сложности было бы затруднительно, то по работам Рогинского – вполне возможно.

Материалы по теме
Просмотры: 4521
Популярные материалы
1
Маленький оплот большого искусства
История Красного дома в Новогирееве предстает из наших дней эпической сагой о содружестве ярких, значительных художников: Владимира Фаворского, Ивана Ефимова, Дмитрия Жилинского, Иллариона Голицына, Дмитрия Шаховского и многих других.
25 ноября 2020
2
Алина Пинская: «Просветительская деятельность нужна, но живет галерея продажами»
Галерея «Палисандр» сменила название — теперь это Alina Pinsky Gallery, — и переехала с Трехгорки на Пречистенку. Мы встретились с владелицей галереи Алиной Пинской на новом месте, и она рассказала нам о ребрендинге и своем секрете успеха.
26 ноября 2020
3
Игорь Шелковский получил первую Московскую Арт Премию
Новая премия в области современного искусства с призовым фондом в 33 млн рублей и спонсируемая московским правительством, определила своих победителей.
23 ноября 2020
4
Пушкинский музей готовит проекты с Грецией и Великобританией
Выставки, посвященные минойской цивилизации и постимпрессионистам, планируют показать в 2021 и 2023 годах.
25 ноября 2020
5
Sоtheby’s распродает Фаберже из Бруклинского музея, Гончарову и Левицкого
Серия аукционов русского искусства пройдет в начале декабря.
25 ноября 2020
6
Россия лидирует в контрабанде искусства
Но всё не так плохо: общие цифры по миру незначительны.
26 ноября 2020
7
Феникс ИНИОН возрождается
Подходит к концу реконструкция одного из крупнейших памятников брежневского модернизма — сгоревшей библиотеки Института научной информации по общественным наукам РАН. Здание восстанавливают по изначальному проекту, хотя и не без новаций.
24 ноября 2020
8
Бруклинский музей и Netflix запустили совместный проект «Королева и корона»
Виртуальная выставка показывает костюмы к свежему сериалу «Ход королевы» о молодой шахматистке и четвертому сезону сериала «Корона», где появляются принцесса Диана и Маргарет Тэтчер.
27 ноября 2020
9
Харассменту тут не место
Британские институции прекращают сотрудничество с коллекционером Энтони д’Оффе, обвиненным в харассменте.
27 ноября 2020
10
Завершается реставрация в квартире, где родился и жил Иосиф Бродский
Двадцатилетняя история близится к финалу, хотя коммунальная квартира по-прежнему расселена не полностью.
25 ноября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru