The Art Newspaper Russia
Поиск

Первая в России выставка Рафаэля откроется в Пушкинском музее

Знаменитые полотна Рафаэля Санти и графику эпохи Возрождения из ведущих итальянских собраний покажут в Пушкинском музее с 13 сентября на выставке «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии»

За что мы его любим

Если действительно и существует искусство, которое понятно народу, то в первую очередь это искусство Рафаэля. Этот тезис подтвердил и вообще-то далекий от социального фантазирования выдающийся знаток итальянского искусства Бернард Бернсон, автор знаменитой книги Живописцы итальянского Возрождения: «Рафаэль в одно мгновение стал, и навсегда остался, самым любимым из художников... любимым и понятным для народных масс». Долгоиграющий интерес к Рафаэлю может быть объяснен тем же Бернсоном, который фанфарно заявил, что «этот тип красоты (созданный маэстро. — TANR) в течение четырехсот лет очаровывал Европу». А также не менее маститыми историком искусства Джулио Карло Арганом («Рафаэль — первая ласточка, а может быть, и программа так называемого классического искусства») и другим крупным искусствоведом Эрнстом Гомбрихом, который сказал как отрезал: «Рафаэль — это классика, а она не нуждается в объяснениях и потому „бесспорна“». Классицизмы же и неоклассицизмы не переводились в европейском искусстве вплоть до XX века. Как очередной порыв к классике — так и Рафаэля вспоминают. Тут и Пуссен, и Винкельман, и Гете, и Давид, и приговорившие сами себя к галерам Ренессанса романтичные немцы — «назарейцы» с Овербеком, и честный Энгр, и даже фривольный Мане etc., etc. Вспоминали о нем и в России: академисты Карл Брюллов и Александр Иванов, а затем и совестливый передвижник Иван Крамской, а потом и «сказочник» и ретроспективист Виктор Васнецов. В любви к нему признавалась почти вся классическая русская литература — от Пушкина, Гоголя и Жуковского до Тургенева, Фета, Толстого и Достоевского.

«Русская» история мастера из Урбино

Что до другого тезиса из прошлого отечественного культуртрегерства — «искусство принадлежит народу», то он в случае с Рафаэлем (впрочем, не только с ним) не слишком-то сработал. Не было у нас рачительности. Из четырех российских рафаэлей, хранившихся в Эрмитаже, в 1931 году два было продано: Мадонна Альба и Святой Георгий. Можно было лишиться и всех четырех, то есть еще и Мадонны Конестабиле и Святого семейства, да тогдашние власти, орудовавшие под прикрытием «фигового листа» — магазина «Антиквариат», не сошлись в цене с американским миллионером Эндрю Меллоном. По его завещанию купленные картины теперь выставлены в вашингтонской Национальной художественной галерее.

Если Мадонна Альба до роковой продажи гостила в России без малого век, то Сикстинская мадонна провела у нас всего десять лет — «на сохранении». С весны и до начала осени 1955 года ее вместе с другими отреставрированными картинами из Дрезденской галереи, приготовленными к отправке в ГДР, посмотрело на прощальной выставке в ГМИИ им. Пушкина более 1,2 млн зрителей. Лишь спустя четверть века москвичи увидели еще одного Рафаэля: в 1989 году в том же ГМИИ на Волхонке прошла «выставка одной картины», а именно Донны Велаты из собрания Галереи Питти во Флоренции. А еще 22 года спустя на том же месте демонстрировалась Дама с единорогом из Галереи Боргезе в Риме. Ныне же благодаря упрочившимся контактам с итальянскими музеями у нашей публики имеется возможность увидеть целую подборку ( не менее 9 полотен и ряд рисунков), в том числе ранний, «флорентийский» Рафаэль (портреты супругов Дони и Автопортрет). Совсем недавно, в июле этого года, ГМИИ и Галерея Уффици подписали меморандум о сотрудничестве, почему и стала возможной нынешняя масштабная выставка под кураторством с итальянской стороны Айке Шмидта, директора Галереи Уффици, Марции Файетти, главы отдела графики Уффици, с российской — Виктории Марковой, главного научного сотрудника ГМИИ им. Пушкина.

Избранные работы с выставки

I. «Мадонна Грандука». 1504–1505. Палаццо Питти, Флоренция

Свой  аристократический титул эта «мадонна» получила по принадлежности к коллекции Великого герцога (по-итальянски granduca) Тосканского Фердинанда III. Бежавший от Наполеона, вторгшегося в его домен, герцог, уже будучи у родственников в Вене, приобрел  эту работу  в 1799 у потомков флорентийского художника XVII века Карло Дольчи. Говорят, что герцог считал ее чуть ли не чудотворной – она всегда висела в его спальне. Так или иначе она сопровождала Фердинанда  все 15 лет его скитаний до возвращения в родную Флоренцию, когда он водворил ее наконец в Палаццо Питти. Для искусствоведов Мадонна Грандука интересна по многим причинам. Во-первых, это одна из первых «мадонн», написанных Рафаэлем по прибытии во Флоренцию и под влиянием Леонардо да Винчи. Во-вторых, она первоначально должна была быть в виде тондо. Почему так и не «закруглилось» – загадка. В-третьих, не раз записанный фон скрывает  (как выяснила уже давно рентгенография) некие намеки на пейзаж, как бы виденный через окно... А есть еще и в-четвертых,  и в-пятых, за которыми стоят споры маститых искусствоведов. 


II. «Автопортрет». 1506. Галерея Уффици, Флоренция

Одно время в отношении этой работы были сомнения: автопортрет или не автопортрет? К тому же он был записан. Потом все признали работу как каноническую. Вообще-то Автопортрет 23-летнего художника несколько нарциссический и женоподобный. Но ведь и молва наделяла мастера титулом «божественный», а у божественности пола нет. За почти документальный автопортрет маэстро принято считать его в профиль как бы древнегреческого мастера Апеллеса на фреске Афинская школа в станцах в Ватикане. Однако в качестве «идентификационного имиджа» в истории закрепилось именно это изображение 1506 года. Неслучайно почта СССР выпустила в 1983 году к 500-летию мастера комплект марок, главная из которых с Автопортретом из Уффици была снабжена мраморной надписью: «Искусство Рафаэля принадлежит к высшим достижениям итальянского Возрождения».


III. «Портрет Аньоло Дони» и «Портрет Маддалены Строцци». 1506. Палаццо Питти, Флоренция

Как писал Джорджо Вазари в своих Жизнеописаниях: «Пока Рафаэль был во Флоренции, Аньоло Дони, который был столь же скуп во всех прочих своих расходах, насколько он охотно, хотя и с еще большей осмотрительностью, тратился, будучи большим любителем, на произведения живописи и скуль­п­туры, заказал ему свой портрет и портрет своей жены в той самой манере». Действительно, манера у Рафаэля стала меняться во Флоренции, где он увидел работы «старших» — Микеланджело и Леонардо, в частности Джоконду. Об этом свидетельствует и разворот корпуса, и положение рук Маддалены Строцци. Однако Рафаэль поскупился на душевные характеристики портретируемой. Он «показал натуру флегматичную, неприятно капризную, несколько ленивую» (очерки По Италии Валерия Прокофьева). Ее же супруг — воплощение сдержанного гармонией горячего темперамента, обаяния настороженного хищника.


Материалы по теме
Просмотры: 36422
Популярные материалы
1
Самые интересные перформансы выставки «Здесь и сейчас» в Центральном Манеже
Проект «Здесь и сейчас» — своеобразный альманах современного искусства столицы, важной частью которого стали перформансы. Мы выбрали семь из них, которые стоит посетить до 20 августа. Тем более что вход на выставку бесплатный.
10 августа 2018
2
Косметику, наряды и автопортреты Фриды Кало показывают в Лондоне
Не проходит и месяца, чтобы где-то по миру не открывалась выставка самой знаменитой мексиканки — Фриды Кало.
09 августа 2018
3
Art Berlin переезжает в бывший аэропорт Берлин-Темпельхоф
Запущенная в прошлом году ярмарка, в которой на этот раз примут участие более 120 галерей, проверит арт-рынок на прочность.
10 августа 2018
4
Реставраторы готовы спасти пострадавшую картину из нукусского музея
Полотном «Баба с ведрами» авангардиста Александра Шевченко, залитым водой, займутся специалисты ГМИИ им. А.С.Пушкина. Тем временем международный фонд друзей нукусского музея продолжает конфронтацию с его руководством.
10 августа 2018
5
Пожар уничтожил деревянную Успенскую церковь — символ Кондопоги
Власти Карелии предполагают, что восстановить один из самых знаменитых храмов Русского Севера поможет подготовленная к его реставрации документация.
10 августа 2018
6
Прокуратура Касселя прекратила расследование по делу о растрате средств Documenta
Прокурор не обнаружил признаков финансовых злоупотреблений. Исполнительный директор выставки Аннетте Куленкампф поддержала это решение.
13 августа 2018
7
В берлинском Фонде Ольбрихта проходит выставка-размышление о времени
Два десятка художников пытаются уловить время и определить, как мы его воспринимаем.
13 августа 2018
8
Как помочь памятникам деревянного зодчества Русского Севера
Пожар в церкви Успения в Кондопоге в очередной раз привлек внимание к наследию Русского Севера, которому угрожает гибель не только от огня, но и от отсутствия должного ухода.
13 августа 2018
9
В Русском музее раскрыли тайну портрета Брюллова
Расследование привело экспертов в царскую семью.
14 августа 2018
10
Пикник в Novikov Group
В хозяйстве «Агроном» Аркадия Новикова прошел пикник, во время которого гости могли насладиться вкусными летними блюдами и познакомиться с местом, где выращивают продукты для ресторанов Novikov Group.
13 августа 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru