The Art Newspaper Russia
Поиск

Драгоценное Art Deco

В конце сентября в Музеях Московского Кремля открывается экспозиция, посвященная европейскому стилю 1920–1930-х годов. Экспонаты на выставку предоставили ювелирные дома Van Cleef & Arpels и Cartier, а также японский Институт костюма Киото

Брошь Cartier. 1923. Золото, платина, синий египетский фаянс, бриллианты, лазурит, черная эмаль.

Брошь Cartier. 1923. Золото, платина, синий египетский фаянс, бриллианты, лазурит, черная эмаль.

Впервые в России состоится столь масштабная выставка ювелирных украшений и женской одежды европейских домов высокой моды межвоенного периода. Наряду с оригинальными предметами будут представлены авторские эскизы и фотографии из архивов. Интересно, что такой способ демонстрации драгоценностей и предметов одежды как единого ансамбля появился именно в эпоху ар-деко: первый подобный показ состоялся по инициативе Луи Картье и Жанны Ланвен в Павильоне элегантности на выставке 1925 года в Париже. Кстати, эта выставка и дала имя новому стилю: в результате сокращения ее полного названия «Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности» (Exposition internationale des Arts décoratifs et industriels modernes) появилось слово «ар-деко».

Стиль ар-деко нашел отражение в самых разных видах искусства, но наиболее ярко проявил себя в предметах интерьера, моде и ювелирных изделиях. Приверженцы нового течения: ювелиры, декораторы и модельеры — решительно отказываются от изощренных форм и извилистых линий стиля модерн, но работают с ясными геометрическими формами, придерживаются в своих композициях симметрии и отдают предпочтение ярким и насыщенным цветам. Мастера ар-деко находят вдохновение как в живописи кубистов и абстракционистов, так и в необычных декорациях и костюмах «Русских сезонов» Сергея Дягилева, а также в культурах древних цивилизаций, народных традициях и бурном развитии технического прогресса.

В этот период мода полностью подпала под власть чистой геометрии, и женский костюм, напоминавший кроем рубашку, стал определяться строгой конструктивностью. Новое время породило и новый идеал женщины: она стала самостоятельной и независимой. Парижанки первыми после войны остригли волосы, укоротили юбки и надели платья без рукавов. В 1920–1930-е годы женский костюм открывал широкие возможности для фантазии ювелиров. В моду вошли длинные серьги, тяжелые пояса и браслеты. Исключительную популярность приобрели в этот период наручные часы, которые отличались разнообразием форм, богатством декора и изяществом.

Настоящим триумфом ювелирного искусства ар-деко стала та самая выставка 1925 года. Экспозиция ювелиров размещалась в роскошном здании парижского Гран-пале. Представленные в ней произведения Тамплие, Бушерона, Картье, ван Клифа, Мобуссена и других французских мастеров имели феноменальный успех. Показательно, что высшую награду выставки — золотую медаль получил за украшения в стиле ар-деко парижский ювелир Жорж Мобуссен.

В 1920-х годах ювелиры чаще использовали такие материалы, как эмаль, хром, стекло и пластмасса. Но очень скоро послевоенному «потерянному поколению» потребовалась иллюзия благополучия, которую давали только золото, платина и самые красивые природные камни. Это очень хорошо понимали ювелиры дома Cartier. Произведения Cartier 1920–1930-х годов наглядно демонстрируют основные этапы развития нового стиля. На первом этапе Луи Картье отдавал предпочтение гармоничным композициям и ясным формам. Украшения с простым и четким силуэтом, выполненные из оникса, горного хрусталя, нефрита, кораллов или перламутра, он декорировал бриллиантами и другими драгоценными камнями, тонко подбирая их изысканную цветовую гамму. Впрочем, довольно скоро ювелиры дома отказались от ярких цветов и стали инициаторами появления так называемого стиля белый ар-деко. Контрастные сочетания белой платины и бриллиантов с черным ониксом или черной эмалью — своеобразный мотив, получивший название «шкура пантеры», — применялся при создании брошей в виде пантер или украшений для прически.

Многоцветные драгоценности вновь обрели популярность после возникновения моды на индийские украшения. Тогда появились знаменитые украшения Картье в изобретенной им стилистике тутти-фрутти, они представляли собой яркие многоцветные композиции из резных драгоценных камней. После открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона и последовавшего за этим событием всплеска интереса к Египту фирма начала производить красочные украшения, выполненные в египетском стиле. Среди них — эффектные подвески из пластин нефрита, декорированные алмазами и рубинами, и знаменитая брошь-скарабей из дымчатого кварца с крыльями из голубого фаянса, украшенными бриллиантами.

С эпохой ар-деко связаны и многочисленные достижения ювелирного дома Van Cleef & Arpels. В 1935 году Альфреду ван Клифу и Жюльену Арпельсу удалось изобрести новый вид фиксации драгоценных камней — невидимую закрепку. Этот способ крепления предусматривает специальную огранку подобранных по цвету бриллиантов, сапфиров или рубинов, в которых вытачиваются канавки, позволяющие вставлять камни вплотную друг к другу и таким образом полностью покрывать ими металл, скрывая золотую основу. Новый технологический прием позволил мастерам фирмы создать серию превосходных украшений в стиле ар-деко.

Выставка предметов ювелирного искусства и женского костюма ар-деко развернется сразу на двух площадках Московского Кремля и продлится с 30 сентября 2016 до 11 января 2017: в выставочном зале Успенской звонницы и в пространстве Одностолпной палаты Патриаршего дворца. В экспозиции будут представлены вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также особая разновидность нарядных платьев, которые появляются в женском гардеробе в эпоху ар-деко под названием «роб-де-стиль» (robe de style). Посетители увидят творения выдающихся европейских домов моды первой трети XX века, а также таких культовых модельеров, как Коко Шанель, Поль Пуаре, сестры Калло, Жанна Ланвeн, сестры Буйе и многие другие. Предметы одежды предоставлены для выставки одним из самых авторитетных музеев моды в мире — Институтом костюма Киото (Япония), специалисты которого отреставрировали многие экспонаты специально для московского показа. Ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels собрали лучшие украшения в стиле ар-деко периода 1910–1930-х годов. Драгоценности представляют собой как первые и очень редкие произведения, выполненные в духе раннего ар-деко, так и уникальные экстравагантные украшения более позднего времени.

Просмотры: 3171
Популярные материалы
1
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
2
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
3
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
6
Музейщики обеспокоены проблемой сохранения и реставрации картинных рам
В идеале всем картинным рамам следовало бы придать статус экспонатов и внести их в государственный каталог.
14 февраля 2020
7
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
8
Марат Гельман подарил музею 50 работ современных звезд
Часть дара, который может стать не последним от Гельмана, показывают на выставке в Новой Третьяковке
14 февраля 2020
9
Международный арт-проект от Hyundai Motorstudio Human (un)limited
Серия выставок современного искусства Human (un)limited — это новый международный арт-проект Hyundai Motorstudio, организованный совместно с австрийской медиаарт-группой Ars Electronica, который сейчас проходит в трех городах: Москве, Пекине и Сеуле. В Hyundai Motorstudio Moscow проект Human (un)limited представлен работой российского современного художника Егора Крафта.
16 февраля 2020
10
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru