18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

1991-й: как все начиналось

1991 год — это не только Борис Ельцин на танке у Белого дома и ликующая толпа, отвоевавшая свое право на свободу, но и та самая точка, с которой началась история современного российского искусства. Музей Art4 и галерея VP Studio, отмечающая в этом году свое 20-летие, решили посвятить этому знаковому году отдельную выставку. Ее кураторы Вера Погодина и Наталья Грабарь отобрали работы, датированные 1991 годом или около него, чтобы дать развернутую картину расстановки художественных сил на пороге последнего десятилетия ХХ века.

Для многих 1990-е останутся эпохой акционизма, которая началась с непечатного слова из трех букв, выложенного телами художников из группы «Эти» на Красной площади. Однако на выставке становится ясно, насколько сложнее была панорама художественной жизни. Нелишне вспомнить, что в начале 1990-х акционисты ворвались в храм концептуализма, точно леопарды из инсталляции Анатолия Осмоловского в галерее «Риджина». Московский романтический концептуализм все еще оставался самым влиятельным течением отечественного искусства, а новое поколение выбрало не только акционизм, но и в пику «новым диким» неоакадемизм. Художники же более молодого поколения начали осваивать и другие жанры. Владислав Мамышев играет в травестию, Алексей Шульгин совершенствует взаимодействие новых технологий и искусства, приставив мотор к репродукции старинной гравюры. Авдей Тер-Оганьян в 1991 году открывает галерею в Трехпрудном переулке, где изображает объект, лежа мертвецки пьяным на полу.

На выставке анонсирован перформанс и другого столпа — Олега Кулика, в начале 1990-х куратора галереи «Риджина», но чьи громкие акции вроде убиения поросенка можно смело причислить к его произведениям. Айдан Салахова, Евгений Митта и Александр Якут уже в конце 1980-х образуют коалицию эстетов, близких по духу Новой академии Тимура Новикова. Еще более неожиданны на выставке образцы раннего творчества нынешних мэтров постмодерна: невозможно догадаться, что автор романтического ночного пейзажа с лыжниками — будущий Starz Владимир Дубосарский.

На выставке не так много «политических» работ вроде портретов Горбачева в стиле поп-арта Александра Косолапова. Часть авторов начала 1990-х, давно ушли с передовой, а их работы стали раритетами. Как  картины Свена Гундлаха и группы «Чемпионы мира» из частных коллекций — редкие гости на выставках. Коллекционные редкости — большое достоинство выставки, дающей возможность еще раз оценить искусство времени, ставшего очередной оттепелью в череде застоев. 

Музей Art4
1991
До 16 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+