The Art Newspaper Russia
Поиск

Бразильский ландшафтный волшебник

Роберто Бурле Маркс © TYBA

Роберто Бурле Маркс © TYBA

Подавляющее большинство тех, кто посетит Бразилию во время проведения Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро этим летом, ничего не слышали о Роберто Бурле Марксе (1909–1994) — разносторонне одаренном художнике, который создал четырехкилометровый мозаичный тротуар, тянущийся по променаду, вдоль которого высажены устойчивые к морскому бризу эндемичные пальмы.

Громадное влияние, которое Бурле Маркс оказал на ландшафтный дизайн, стало темой выставки в Еврейском музее в Нью-Йорке, благодаря которой многие из его достижений теперь получили более широкую известность.

Родителями Бурле Маркса были бразильянка франко-португальского происхождения Сесилия Бурле и Вильгельм Маркс — германо-еврейский иммигрант.

Роберто нашел свое призвание очень рано, во время семейного путешествия по Европе (1928–1930), в ходе которого он еще и учился живописи. Посетив ботанический сад в Берлине, он увидел знакомую бразильскую растительность в совершенно новом свете и осознал, что дикая тропическая флора с ее яркими цветами и многообразием растительных форм обладает огромным выразительным потенциалом.

По возвращении на родину он занялся коллекционированием эндемичных растений. Несмотря на отсутствие специального ботанического или садово-архитектурного образования, он начал сотрудничать с ведущим дизайнером-модернистом Бразилии Лусиу Костой, а начиная с 1932 года и с другими архитекторами, в том числе с великим Оскаром Нимейером, работая над интеграцией садового дизайна и архитектуры. Его особый дар заключался в умении использовать естественный ландшафт как полотно, на которое он накладывал широкие мазки цвета из растений одного и того же вида, в сочетании со способностью тонко видеть световые эффекты и отражающие свойства полос воды, создавая легко прочитываемые отсылки к кубизму, абстракции и народному искусству Бразилии.

Международное признание Бурле Марксу принес устроенный в 1938 году сад на крыше здания Министерства образования в Рио-де-Жанейро, а в 1949-м он создал поместье в 55 км к западу от Рио. Эту территорию (сегодня это национальный памятник «Ситиу Роберту Бурле Маркса») в 80 га он использовал как собственный сад, питомник, мастерскую и школу.
На выставке более 100 экспонатов, в том числе графика, живопись, керамика и текстиль. В следующем году она пройдет в берлинском выставочном зале Deutsche Bank (7 июля — 8 октября) и в Рио, где один из экспонатов можно видеть всегда.

Еврейский музей
Роберто Бурле Маркс. Бразильский модернист

До 18 сентября

Просмотры: 2691
Популярные материалы
1
Поиск любви в русской живописи
Выбрать картины на тему любви несложно. Но все эти полотна грустные, про истории с печальным финалом. Поэтому День святого Валентина мы решили отметить галереей на другую тему — не про саму любовь, а про ее поиски или обретение.
14 февраля 2019
2
«Флора» Франческо Мельци снова расцвела
Завершена реставрация одной из самых известных картин в собрании Эрмитажа и одной из самых загадочных работ эпохи Ренессанса.
14 февраля 2019
3
Эрмитаж стал куратором павильона России на Венецианской биеннале
Известно, что там представят режиссера Александра Сокурова и студентов Академии художеств. Россияне поедут на биеннале также вместе с ГМИИ им. Пушкина и фондом V-A-C.
14 февраля 2019
4
Василий Бычков: «Вместо одного ЦДХ у нас теперь две площадки»
Ярмарки и галереи переезжают в Гостиный Двор и в «Новый ЦДХ» на «Павелецкой», где уже в конце апреля откроется выставка Энди Уорхола.
18 февраля 2019
5
Брат за брата, меценат против мецената
Монументальный труд «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» призван столетие спустя восстановить справедливость в отношении владельцев знаменитых частных собраний искусства.
15 февраля 2019
6
Скульптуры Эрнста Неизвестного могут оказаться на улице
Наследию художника угрожает конфликт между его женой и дочерью.
19 февраля 2019
7
Венецианский беглец: Лоренцо Лотто как великий портретист
Даже и сотни лет спустя художники эпохи Возрождения нередко воспринимаются через призму иерархии, существовавшей при их жизни и во многом ее определявшей. Но историки искусства стремятся отдать должное каждому по отдельности.
15 февраля 2019
8
«Омовение ног» в истинном свете
Реставрация старообрядческого образа помогла найти под состаренной иконой XX века живопись второй половины XVI столетия.
15 февраля 2019
9
Кредиты под залог произведений искусства — фантастика или реальность?
Получить банковский кредит под залог одного объекта или целой коллекции вполне возможно — но только не в России. В США такие услуги вызывают все больший интерес и у коллекционеров, и у самих кредиторов.
14 февраля 2019
10
Человек, шагающий по направлению к самому себе
Еще одна биография Альберто Джакометти — вынужденно краткая, но вполне достоверная.
15 февраля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru