18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как благодаря гравюре Рембрандт стал звездой международного масштаба

№11
Материал из газеты

Новые технологии и в XVII веке позволяли художественному рынку расти вширь, преодолевая границы

За несколько столетий до появления Интернета другая новаторская для своего времени технология — книгопечатание — радикально изменила способ передачи информации, а вместе с ним и изобразительное искусство в Европе. Для Джима Ганца, куратора выставки Век Рембрандта в Музее де Янг в Сан-Франциско, где представлено более 200 гравюр и рисунков мастеров XVII века, тема взаимовлияния новых технологий и искусства того времени стала центральной. Выставленные здесь графические произведения великого голландца, его предшественников и современников даны в контексте развития технологий той эпохи. Так, один из разделов экспозиции, получивший название «Присутствие художника» (своего рода отсылка к выставке Марины Абрамович 2010 года в МоМА), рассказывает о том, как мастера XVII века находили новые рынки сбыта для своих работ.

Однако в целом Ганц считает эту выставку прежде всего оммажем великому голландскому мастеру. «Много лет назад Клифф Окли организовал выставку „Гравюра в эпоху Рембрандта“ в Музее изящных искусств Бостона, которая теперь считается классической, — говорит он. — В каком-то смысле моя выставка — продолжение той, поскольку включает работы многих из тех же граверов». Ганц раздвинул границы своей экспозиции: она вышла за географические рамки Голландии и Фландрии, включив в себя работы итальянских, французских и английских мастеров золотого века гравюры. Тем не менее XVII век в первую очередь остается эпохой Рембрандта, и тому есть причина. Гравюры голландского мастера стали пользоваться успехом у художников и коллекционеров отчасти благодаря возможностям этой техники, позволяющей тиражировать произведение и легко его перевозить. Сам мастер, как известно, никогда не покидал пределов Голландии, но, по убеждению куратора, «родился в правильном месте в правильное время». Экономика Голландии быстро развивалась, появился средний класс, благосостояние которого постоянно росло, что способствовало развитию рынка произведений искусства. В экспозиции графика живописцев Адриана ван Остаде, Джованни Бенедетто Кастильоне и Хусепе Риберы соседствует с работами профессиональных граверов, таких как Жак Калло, Венцеслаус Холлар и Ламберт Доомер, а гравюры и офорты помещены рядом с рисунками тушью и акварелями, что демонстрирует все разнообразие и великолепие графики эпохи Рембрандта, переживавшей настоящий взлет. Большинство работ на выставке происходит из богатой коллекции музея.

По времени это событие совмещено с другой выставкой в музее — «Девушка с жемчужной сережкой. Голландская живопись из музея Маурицхейс» (до 2 июня), где представлено 35 картин, в том числе знаменитый шедевр Вермеера, четыре работы Рембрандта, картины Карела Фабрициуса, Франса Халса и Яна Стена.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+