The Art Newspaper Russia
Поиск

«Культуру можно „шерить“»

Фото: Евгений Алексеев

Фото: Евгений Алексеев

Российско-британские диалоги «Культурное лидерство в современном мире» в Государственной Третьяковской галерее подошли к концу. На последней встрече журналист, телеведущий, профессор Высшей школы экономики Сергей Медведев и один из самых известных арт-критиков Великобритании, автор документальных фильмов об искусстве Эндрю Грэм-Диксон обсудили соперничество и сотрудничество культуры и массмедиа.

Две стороны, которые должны были представлять противоположные мнения, оказались на этот раз союзниками. Встретившиеся в зале Врубеля Третьяковской галереи Эндрю Грэм-Диксон и Сергей Медведев не выступали против массмедиа в искусстве, каждый описал их взаимовлияние со своей стороны.

Британский арт-критик во вступительной речи говорил о том, что просмотр телепередач не заменяет опыт общения с искусством, зато после просмотров люди больше путешествуют и встречаются с искусством воочию. Он также считает, что, хотя молодые люди сейчас перешли в виртуальность, в Сети явный недостаток контента, посвященного искусству, и это та ниша, которую надо заполнять. «Снимайте на ваши маленькие камеры. Нам нужно расширение угла зрения, динамичное видение сегодняшнего дня», — предложил Грэм-Диксон.

Сергей Медведев тоже уверен в том, что культура и массмедиа — союзники, а новые медиа — это естественная среда бытования культуры. «Люди чувствуют, что события не произошло, если его не запостили в социальной сети. Сегодняшняя медийная культура — это некая виртуальная оболочка к созданию наших ощущений. А благодаря Интернету она становится еще и тотально коммуникативной, кликабельной», — отметил он. Поклонник телеканалов Mezzo и Arte, Медведев добавил, что благодаря «массификации культуры» на свет появлялись гениальные образцы искусства элитарного и высокого: «В пассионах Баха мы слышим песенки венских улиц, потом это нашло отражение в гениальных симфониях Малера. Вспомним интеграцию массовой культуры в систему авангарда. Здесь нет противоречий, все закономерно». Размышляя о том, теряет ли что-то культура, упаковываясь в медиаформат, гость ГТГ заметил, что, скорее, наоборот: «Мы можем видеть динамическую историю картины. Происходит „уберизация“ культуры, появляются невероятно интересные форматы, культуру можно „шерить“. Я преисполнен оптимизма относительно того, что наша новая виртуальная среда несет нам». Сергей Медведев рассказал также о преимуществах радио перед телевидением (в чем с ним согласился иностранный гость — «камера очень нетерпелива!»), о роли государства, которое тратит деньги не на образование и инвестиции в культуру, а на задачи управления и развлекательные «ценности». Эндрю Грэм-Диксон, в свою очередь, коснулся вопросов симплификации искусства в массмедиа, методов подачи искусства, а также удивительной возможности неограниченно смотреть и слушать творения давно умерших людей.

Пытливые слушатели не оставили экспертов без вопросов. Они интересовались проблемой тиражирования искусства («только хорошее искусство может выдержать тиражирование»), низкими рейтингами передач об искусстве на общественном телевидении («нужны харизматичные представители из общества, которые бы мастерски популяризировали культуру»), выбором тем для программ и статей («вглядываясь в искусство, вы всегда видите свою собственную тень»), а также тем, насколько «пережевано» должно быть искусство, чтобы стать понятным.

Цикл русско-британских диалогов проходил в Третьяковской галерее при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина и при участии Academia Rossica (Лондон). Мероприятие было частью образовательной программы к выставке «От Елизаветы до Виктории. Английский портрет из собрания Национальной портретной галереи», которую еще можно успеть увидеть (до 24 июля).

Просмотры: 3319
Популярные материалы
1
Картина ученика Леонардо да Винчи продана во Франции за рекордные €1,7 млн
«Кающаяся Магдалина», одна из немногих дошедших до нас работ Салаи, поступившего в мастерскую Леонардо в возрасте десяти лет, была выставлена на торги с эстимейтом €100–150 тыс.
20 ноября 2020
2
Выставка Василия Клюкина «Теория обратного взрыва» проходит в Барвихе
Банкир и девелопер, ставший успешным скульптором с международными проектами — Василий Клюкин потратил на это превращение десять лет. Сегодня его представляет одна из крупнейших британских галерей, а произведения покупают коллекционеры со всего мира.
19 ноября 2020
3
Аукцион русского искусства Christie’s: Нестеров, Айвазовский и женщины-художницы
В Лондоне вживую (но без участников в зале) пройдет традиционный аукцион русского искусства.
18 ноября 2020
4
Международное сообщество призывает к защите армянских церквей в Карабахе
Переход под азербайджанскую юрисдикцию территорий с армянскими святынями может поставить их под угрозу.
19 ноября 2020
5
В Санкт-Петербурге пройдет Art Weekend
Проект, придуманный Северо-Западным филиалом ГЦСИ, специальными маршрутами объединит 21 и 22 ноября творческие пространства Cеверной столицы — музеи, галереи, вузы и мастерские.
20 ноября 2020
6
Египетские археологи сделали крупнейшее открытие 2020 года
На территории древнего некрополя Саккары под Каиром нашли более 100 саркофагов.
19 ноября 2020
7
Их выставлял Овчаренко
Владимир Овчаренко открыл выставку, посвященную 30-летию своей галереи, первую в юбилейном цикле.
18 ноября 2020
8
В Хьюстоне завершен музейный проект стоимостью свыше $450 млн
Хьюстонский музей изящных искусств (MFAH) открывает 21 ноября новое здание Киндер-билдинг.
20 ноября 2020
9
ЮНЕСКО провинилось перед Метрополитен-музеем
Экспонаты музея с легальным провенансом были ошибочно использованы в рекламной кампании против контрабанды произведений искусства.
19 ноября 2020
10
Игорь Шелковский получил первую Московскую Арт Премию
Новая премия в области современного искусства с призовым фондом в 33 млн рублей и спонсируемая московским правительством, определила своих победителей.
23 ноября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru