The Art Newspaper Russia
Поиск

Русский музей показывает историю искусства в зеркальном отражении

Свою главную летнюю выставку музей решил посвятить автопортрету

Виктор Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой. 1898 / Государственный Русский музей

Виктор Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой. 1898 / Государственный Русский музей

Основной смысл летнего блокбастера в корпусе Бенуа — не показать заезженные автопортреты художников, а предложить зрителю историю русского автопортрета от его начала и до наших дней, представленную в живописи, графике, печатной графике.

Мое я — название автопортрета художника Эдуарда Спандикова (1875–1929), лидера петербургского общества «Союз молодежи», отсылающего нас к началу ХХ века, когда во времена социальных и художественных революций дзенский вопрос «кто я?» стал особенно актуальным. Таков он и сегодня. Впрочем, начиная с первого известного произведения в этом жанре, автопортрета Андрея Матвеева с женой (1729), художник утверждает не свой профессиональный статус, а личные качества. В случае Матвеева — победу над домостроем. Теперь жена — и муза, и помощница во всех начинаниях.

Когда Александр Варнек (1782–1843) изображает себя в бархатном берете с рейсфедером в руке, это не указание на принадлежность к цеху. Это намек, возможно не без самоиронии, на духовное родство с Рембрандтом. В начале XIX века подобные береты использовались только как ночные колпаки. Тем более «изображение» души важно для Григория Сороки и Василия Тропинина — крепостных мастеров, которые ждали освобождения от рабства многие годы. Тропинин получил свободу в 43 года. Сорока, не дождавшись, покончил жизнь самоубийством. Впервые показан автопортрет Екатерины Чихачевой, рано умершей художницы начала XIX века. В ее руке профессиональная кисть, но она фокусирует наше внимание на своем подвижном обаятельном лице. Только 13-летнему Федору Бруни простительно изобразить себя с карандашом и папкой бумаги как самому юному «профи» из всех автопортретируемых.

Начиная же с автопортретов Карла Брюллова «личное» окончательно побеждает «цеховое». Уверенными в себе «селфмейдменами» предстают Илья Репин и Лев Бакст, рефлексирующими интеллигентами — Константин Маковский и Виктор Борисов-Мусатов, ищущими себя в неоклассицизме — юные Зинаида Серебрякова и Борис Кустодиев.

Из произведений 1930-х годов достойны упоминания Автопортрет в трех лицах художника-аутсайдера Проскуры (Аркадий Проскуряков), а также эстетский, с изображением половины лица Натюрморт с зеркалом Александра Шендерова, созданный им в 1936 году, после двух лет сталинских лагерей. С начала 1960-х художники используют автопортреты и как манифесты. Юрий Злотников изображает себя нагим на фоне знаменитых «сигналов». Это жест одновременно независимости и незащищенности. Владимир Стерлигов называет свой автопортрет Здравствуйте! (1967). В нем, в полном соответствии с «чашно-купольными» построениями автора, миниатюрная шляпа парит высоко над головой автора.

«Приговор» жанру выносит Валерий Лукка. Его Автопортрет (с внутренней цензурой) топорщится вспоротым холстом. Если надо дойти до сути, то приходится пожертвовать внешним сходством. Егор Могилевский, автор вступительной статьи в каталоге Моё я, справедливо замечает, что для современного художника автопортретом становится всё: от произведений до образа жизни. В подтверждение этого посыла кураторская команда Русского музея показывает пять приглашенных произведений: Елены Губановой — Ивана Говоркова, Виктории Илюшкиной — Майи Поповой, Юлии Заставы, Анны Терешко, Маши Ша. Выделим видео Кровать Маши Ша, где автор забирается в маленькую кроватку, пытаясь впасть в детство. В данном контексте — вернуться к классическому автопортрету, понимая, что это невозможно. Впрочем, выставка оставляет все вопросы открытыми. Кураторы демонстрируют в качестве эпилога хрестоматийное полотно Василия Яковлева Спор об искусстве (1946). Дискуссия о смерти автопортрета только начина­ется.

29.06 — 23.08
Государственный Русский музей
Просмотры: 10260
Популярные материалы
1
Платье принцессы Маргарет снова вышло в свет 70 лет спустя
Ярчайший образец диоровского послевоенного стиля new look можно увидеть на выставке «Дизайнер мечты» в Музее Виктории и Альберта.
13 марта 2019
2
Репин: между императорами и бурлаками
В Новой Третьяковке 16 марта открывается выставка Ильи Репина, обещающая обновленный взгляд на одного из главных русских художников.
14 марта 2019
3
Виктория Маркова: «Приобретение Тициана сразу повышает уровень всей коллекции музея»
Главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала нам о будущих итальянских выставках — из Музея Каподимонте и Джузеппе Арчимбольдо, а также о том, попадет ли в музейное собрание картина «Венера и Адонис», которую она атрибутировала Тициану.
13 марта 2019
4
Мировой арт-рынок двигают молодые мужчины
Оборот искусства в мире достиг $67,4 млрд, главные деньги приносят самые известные художники и самые дорогие работы, женщинам достается только треть рынка, и «миллениалы» начали покупать — ярмарка Art Basel представила новый отчет.
12 марта 2019
5
Медленный взгляд на картины Пьера Боннара
Тейт Модерн предлагает по-новому взглянуть на творчество классика.
12 марта 2019
6
Арт-уик-энд
Французская реклама рубежа веков по рекомендации директора ГМИИ им. Пушкина Марины Лошак, «личные дела» Рокотова и Айвазовского на выставке в Музее Тропинина и продолжение детской эпопеи с шедеврами в Еврейском музее.
15 марта 2019
7
Владимир Овчаренко проведет в Гостином Дворе новое арт-шоу DA!MOSCOW
С 16 по 19 мая в Москве пройдет ярмарка нового формата, которую предполагается устраивать ежегодно.
13 марта 2019
8
Во Флоренции чествуют Андреа дель Верроккьо, учителя Леонардо
Первая выставка-оммаж одному из символов Раннего Возрождения разворачивается на двух площадках — в Палаццо Строцци и Музее Барджелло.
13 марта 2019
9
Музей науки, а не кунсткамера: Политех готовится к открытию
Многолетняя реконструкция основного здания Политехнического музея на Лубянке подходит к концу. Открывающийся в 2020 году музей будет жить по-новому и станет музеем науки, где ее не только показывают, но и двигают вперед.
13 марта 2019
10
Терракотовая армия Huawei
Передовик высокотехнологичной индустрии вручил награды лучшим партнерам.
12 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru