The Art Newspaper Russia
Поиск

Русский музей показывает историю искусства в зеркальном отражении

Свою главную летнюю выставку музей решил посвятить автопортрету

Виктор Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой. 1898 / Государственный Русский музей

Виктор Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой. 1898 / Государственный Русский музей

Основной смысл летнего блокбастера в корпусе Бенуа — не показать заезженные автопортреты художников, а предложить зрителю историю русского автопортрета от его начала и до наших дней, представленную в живописи, графике, печатной графике.

Мое я — название автопортрета художника Эдуарда Спандикова (1875–1929), лидера петербургского общества «Союз молодежи», отсылающего нас к началу ХХ века, когда во времена социальных и художественных революций дзенский вопрос «кто я?» стал особенно актуальным. Таков он и сегодня. Впрочем, начиная с первого известного произведения в этом жанре, автопортрета Андрея Матвеева с женой (1729), художник утверждает не свой профессиональный статус, а личные качества. В случае Матвеева — победу над домостроем. Теперь жена — и муза, и помощница во всех начинаниях.

Когда Александр Варнек (1782–1843) изображает себя в бархатном берете с рейсфедером в руке, это не указание на принадлежность к цеху. Это намек, возможно не без самоиронии, на духовное родство с Рембрандтом. В начале XIX века подобные береты использовались только как ночные колпаки. Тем более «изображение» души важно для Григория Сороки и Василия Тропинина — крепостных мастеров, которые ждали освобождения от рабства многие годы. Тропинин получил свободу в 43 года. Сорока, не дождавшись, покончил жизнь самоубийством. Впервые показан автопортрет Екатерины Чихачевой, рано умершей художницы начала XIX века. В ее руке профессиональная кисть, но она фокусирует наше внимание на своем подвижном обаятельном лице. Только 13-летнему Федору Бруни простительно изобразить себя с карандашом и папкой бумаги как самому юному «профи» из всех автопортретируемых.

Начиная же с автопортретов Карла Брюллова «личное» окончательно побеждает «цеховое». Уверенными в себе «селфмейдменами» предстают Илья Репин и Лев Бакст, рефлексирующими интеллигентами — Константин Маковский и Виктор Борисов-Мусатов, ищущими себя в неоклассицизме — юные Зинаида Серебрякова и Борис Кустодиев.

Из произведений 1930-х годов достойны упоминания Автопортрет в трех лицах художника-аутсайдера Проскуры (Аркадий Проскуряков), а также эстетский, с изображением половины лица Натюрморт с зеркалом Александра Шендерова, созданный им в 1936 году, после двух лет сталинских лагерей. С начала 1960-х художники используют автопортреты и как манифесты. Юрий Злотников изображает себя нагим на фоне знаменитых «сигналов». Это жест одновременно независимости и незащищенности. Владимир Стерлигов называет свой автопортрет Здравствуйте! (1967). В нем, в полном соответствии с «чашно-купольными» построениями автора, миниатюрная шляпа парит высоко над головой автора.

«Приговор» жанру выносит Валерий Лукка. Его Автопортрет (с внутренней цензурой) топорщится вспоротым холстом. Если надо дойти до сути, то приходится пожертвовать внешним сходством. Егор Могилевский, автор вступительной статьи в каталоге Моё я, справедливо замечает, что для современного художника автопортретом становится всё: от произведений до образа жизни. В подтверждение этого посыла кураторская команда Русского музея показывает пять приглашенных произведений: Елены Губановой — Ивана Говоркова, Виктории Илюшкиной — Майи Поповой, Юлии Заставы, Анны Терешко, Маши Ша. Выделим видео Кровать Маши Ша, где автор забирается в маленькую кроватку, пытаясь впасть в детство. В данном контексте — вернуться к классическому автопортрету, понимая, что это невозможно. Впрочем, выставка оставляет все вопросы открытыми. Кураторы демонстрируют в качестве эпилога хрестоматийное полотно Василия Яковлева Спор об искусстве (1946). Дискуссия о смерти автопортрета только начина­ется.

29.06 — 23.08
Государственный Русский музей
Просмотры: 10633
Популярные материалы
1
Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»
Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них
16 июля 2019
2
В Музее Востока показывают выставку «Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва»
В экспозиции представлены около 80 работ художника разных периодов его творчества: графика, живопись 1910–20-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
16 июля 2019
3
Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Архитекторам, приглашенным для участия в биеннале , предлагается привлекать к своим проектам представителей других профессий и простых людей
16 июля 2019
4
Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации
Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров.
15 июля 2019
5
Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво
Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми.
15 июля 2019
6
Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки
Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией.
16 июля 2019
7
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
8
Июль без отдыха
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о стрит-арте в арке образовательного центра, проекте к 65-летию Сергея Курехина и гастролях в рамках фестиваля «Территория».
16 июля 2019
9
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
10
Нижний Новгород готов принять «Инновацию» снова
Вручение премии «Инновация» впервые с 2005 года прошло за пределами Москвы и практически совпало с другой сенсацией — объявлением о вхождении ГЦСИ, учредителя премии, в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина.
15 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru