The Art Newspaper Russia
Поиск

Выходя из тени Парижа

Лион оказался не так прост, как считали

Sylvie Ramond, ed. / Lyon Renaissance: Arts et Humanisme. Somogy Editions d’Art; Musée des Beaux-Arts, Lyons. 344 с. €42 (мягкая обложка). На французском языке

Sylvie Ramond, ed. / Lyon Renaissance: Arts et Humanisme. Somogy Editions d’Art; Musée des Beaux-Arts, Lyons. 344 с. €42 (мягкая обложка). На французском языке

Провинциальным городам Франции пришлось учиться жить в тени Парижа. Одни, как Марсель, предпочли смотреть в другую сторону — на море, другие выбрали радость новой близости к столице, ставшей доступнее с появлением скоростных поездов TGV. Лион, как считал Стендаль, никогда не славился обилием «великих мужей» и даже, казалось, наоборот, радовался их отсутствию. Лишенная амбиций витальность Лиона контрастировала не только с Парижем, но и с другим городом на Роне — Женевой, где Руссо, Кальвин и прочие оттачивали дарования или «извлекали выгоду из своих талантов».

Книга Lyon Renaissance: Arts et Humanisme (Лион эпохи Возрождения: Искусства и гуманизм) сопровождает одноименную выставку в Музее изобразительных искусств Лиона, позволившую по-новому увидеть и переосмыслить историю города. Открывается она картиной из Лувра флорентийского художника Франческо Сальвиати Неверие Святого Фомы (1543–1547). И как нельзя кстати, ибо заказчиком полотна была большая флорентийская община Лиона, что служит доказательством тесных связей города с Италией в эпоху Возрождения. К сожалению для Лиона, во время Великой французской революции картину перевезли в Париж, где она остается по сей день. Историю эту можно считать символом превратностей судьбы, с которыми на протяжении веков приходилось бороться Лиону. Когда город не опустошали наводнения, он становился ареной религиозных столкновений, особенно в 1560-е годы. Под властью римлян Лион был главным городом провинции Галлия (под названием Лугдун) и, как мы узнаем из книги, считался «второй после Авиньона столицей любви». При этом странно, что в таком древнем городе почти нет эффектной архитектуры масштабов Арля или Нима. Хотя многочисленные небольшие памятники местные ученые начали откапывать и расшифровывать сохранившиеся на них надписи еще в XVI веке.

Лионские ремесленники превратили город в центр книгопечатания и издательского дела, конкурируя в этом с Парижем. Не обремененные близостью университета, они издавали прежде всего книги на французском языке, в противовес ученой латыни, и естественно-научную литературу. Каталог выставки дает возможность увидеть, как в эпоху Возрождения разные жанры взаимно обогащали друг друга. Лион стал центром французской майолики, это компенсировало отсутствие цветных красок и ярких миниатюр в местных печатных книгах. Технологию керамического производства сюда привезли художники из итальянского региона Марке, для которых, равно как и для флорентийцев и многих других иноземцев, Лион стал местом, где они смогли реализовать себя. Город был ключевой остановкой в итальянских кампаниях французских королей, где их приветствовали joyeuses entrées, славившимися роскошью и многолюдностью. Связанная с военными торжествами бурная художественная деятельность породила знаменитую традицию изготовления памятных медалей и разно­образных портретов, ставшую эмблематичной для «тихого» Лиона. 

Просмотры: 1980
Популярные материалы
1
Nemoskva: оптимистическая трагедия
В санкт-петербургском Манеже 8 августа откроется выставка «Немосква не за горами». И это отличный повод съездить в город на Неве.
07 августа 2020
2
Зачем музеи приглашают селебрити
Рассказываем о набирающей обороты тенденции приглашать знаменитостей для промоутирования коллекций и выставок и размышляем, зачем это нужно музеям.
10 августа 2020
3
Эдвард Хоппер: мечта и меланхолия
Популярнейшего американского художника знают, без преувеличения, во всем мире. Но в России его выставок не было, а биография вышла у нас впервые.
07 августа 2020
4
Турист, сломавший ногу скульптуре Кановы, сдался полиции
Итальянский суд может предъявить обвинение вандалу, отломившему пальцы на ноге гипсовой модели скульптуры Полины Бонапарт.
06 августа 2020
5
Германия увеличила бюджет на покупку искусства с €500 тыс. до €3 млн
Правительство планирует приобрести 150 произведений и таким образом помочь художникам и галереям преодолеть экономические трудности, связанные с пандемией коронавируса.
06 августа 2020
6
До самых до окраин
Большая музейная четверка — Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русский музей и Третьяковская галерея — последовательно открывает в российских регионах филиал за филиалом.
06 августа 2020
7
Иван Цветков: верный поклонник русской школы
Третьяковка показывает выставку произведений из дореволюционной коллекции Цветкова с «Золотошвейкой» Тропинина, эскизами Сурикова к «Утру стрелецкой казни» и этюдом Васнецова к «Богатырям», которые теперь входят в музейное собрание.
07 августа 2020
8
Караваджо и Бернини гостят на выставке Рейксмузеума «Барокко в Риме»
Среди главных экспонатов — знаменитые полотна «Нарцисс у ручья» и «Мальчик, укушенный ящерицей» Караваджо, а также скульптура Бернини «Дети, дразнящие фавна».
06 августа 2020
9
Ива Бувье подозревают в неуплате налогов с продаж искусства на сумму в £276 млн
Федеральный уголовный суд Швейцарии постановил раскрыть документы, которые могут поставить под сомнение факт, что арт-дилер полностью декларировал доходы от сделок по продаже искусства коллекционеру Дмитрию Рыболовлеву.
06 августа 2020
10
Дачу Пастернака отреставрируют
Здание приведут в порядок и приспособят к современному использованию в ближайшее время.
10 августа 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru