18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выходя из тени Парижа

№44
Материал из газеты

Лион оказался не так прост, как считали

Провинциальным городам Франции пришлось учиться жить в тени Парижа. Одни, как Марсель, предпочли смотреть в другую сторону — на море, другие выбрали радость новой близости к столице, ставшей доступнее с появлением скоростных поездов TGV. Лион, как считал Стендаль, никогда не славился обилием «великих мужей» и даже, казалось, наоборот, радовался их отсутствию. Лишенная амбиций витальность Лиона контрастировала не только с Парижем, но и с другим городом на Роне — Женевой, где Руссо, Кальвин и прочие оттачивали дарования или «извлекали выгоду из своих талантов».

Книга Lyon Renaissance: Arts et Humanisme (Лион эпохи Возрождения: Искусства и гуманизм) сопровождает одноименную выставку в Музее изобразительных искусств Лиона, позволившую по-новому увидеть и переосмыслить историю города. Открывается она картиной из Лувра флорентийского художника Франческо Сальвиати Неверие Святого Фомы (1543–1547). И как нельзя кстати, ибо заказчиком полотна была большая флорентийская община Лиона, что служит доказательством тесных связей города с Италией в эпоху Возрождения. К сожалению для Лиона, во время Великой французской революции картину перевезли в Париж, где она остается по сей день. Историю эту можно считать символом превратностей судьбы, с которыми на протяжении веков приходилось бороться Лиону. Когда город не опустошали наводнения, он становился ареной религиозных столкновений, особенно в 1560-е годы. Под властью римлян Лион был главным городом провинции Галлия (под названием Лугдун) и, как мы узнаем из книги, считался «второй после Авиньона столицей любви». При этом странно, что в таком древнем городе почти нет эффектной архитектуры масштабов Арля или Нима. Хотя многочисленные небольшие памятники местные ученые начали откапывать и расшифровывать сохранившиеся на них надписи еще в XVI веке.

Лионские ремесленники превратили город в центр книгопечатания и издательского дела, конкурируя в этом с Парижем. Не обремененные близостью университета, они издавали прежде всего книги на французском языке, в противовес ученой латыни, и естественно-научную литературу. Каталог выставки дает возможность увидеть, как в эпоху Возрождения разные жанры взаимно обогащали друг друга. Лион стал центром французской майолики, это компенсировало отсутствие цветных красок и ярких миниатюр в местных печатных книгах. Технологию керамического производства сюда привезли художники из итальянского региона Марке, для которых, равно как и для флорентийцев и многих других иноземцев, Лион стал местом, где они смогли реализовать себя. Город был ключевой остановкой в итальянских кампаниях французских королей, где их приветствовали joyeuses entrées, славившимися роскошью и многолюдностью. Связанная с военными торжествами бурная художественная деятельность породила знаменитую традицию изготовления памятных медалей и разно­образных портретов, ставшую эмблематичной для «тихого» Лиона. 

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+