The Art Newspaper Russia
Поиск

От театра к трактору и обратно

Фотоэксперименты Сергея Сапожникова с конструктивистской архитектурой Ростова-на-Дону нашли отражение в каталоге его персональной выставки

Сапожников С. The Drama Machine / Каталог выставки. Венеция: Marsilio, 2015.

Сапожников С. The Drama Machine / Каталог выставки. Венеция: Marsilio, 2015.

Издание The Drama Machine приурочено к одноименной выставке молодого российского художника Сергея Сапожникова, посвященной самому знаменитому из памятников модернизма в Ростове-на-Дону — зданию Драматического театра имени Максима Горького. Последний в народе известен как «театр-трактор» из-за своего узнаваемого, эмблематического облика с высоким «лбом» фасада и вынесенными вперед с двух сторон галереями, напоминающими гусеницы. В этой серии Сапожников, родившийся в Ростове и к своим 32 годам ставший одной из ярких звезд российского искусства, осмысляет прошлое и настоящее памятника, не только снимая само здание, но и выстраивая граничащие с инсталляцией сложные ломанные конструкции, вдохновленные образом трактора. Свои декорации он населяет людьми, как правило знакомыми танцорами, документируя их причудливое взаимодействие.

Книга не просто каталог состоявшейся в Ростове-на-Дону выставки. По словам Марины Ситниной, вице-президента Газпромбанка, поддержавшего проект Сергея Сапожникова (и, кстати, уже давно купившего его работы в свою коллекцию), альбом должен подробно представлять его творчество. Поэтому раздел, где фотографии говорят сами за себя, предваряют три текста, посвященные как самому театру, так и работам фотографа.

Открывает книгу статья-экскурс в историю создания театра. Ее автор, архитектор Артур Токарев, разбирает не только саму постройку с идеологической и конструктивной точек зрения, но и контекст, в котором она создавалась, говоря о сложности работы авторов проекта ростовского театра — Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха, оказавшихся между молотом модернистской критики и наковальней официального поворота к помпезной классике.

Статью для The Drama Machine, посвященную источникам формирования конструктивистского театра, написал британский журналист Оуэн Хаттерли. Он рассматривает историю развития театра начала XX века от революционных идей устранения «кулисного и портального обрамления места игры» Всеволода Мейерхольда до консервативного поворота 1930-х, в котором ростовскому Драматическому театру отводится роль моста между эпохами.

Эссе о фотографии Сапожникова написала куратор его выставки, итальянка Ирене Кальдерони. (Кстати, художник особенно популярен в Италии — его работы входят в коллекции нескольких важных фондов, а сам он успел поработать с Франческо Бонами, куратором с мировой славой.) Кальдерони проводит параллели между динамичной манерой съемки Сапожникова и работой Александра Родченко. Она размышляет о роли скульптуры и инсталляции в снимках Сапожникова и общей перформативности его творчества, участниками которого становятся танцовщики. Ее истоки Кальдерони видит в идее биомеханики, разработанной Всеволодом Мейерхольдом, концентрирующей внимание на теле и жесте в ущерб психологическим нюансам. 

Просмотры: 1728
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
9
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru