The Art Newspaper Russia
Поиск

От театра к трактору и обратно

Фотоэксперименты Сергея Сапожникова с конструктивистской архитектурой Ростова-на-Дону нашли отражение в каталоге его персональной выставки

Сапожников С. The Drama Machine / Каталог выставки. Венеция: Marsilio, 2015.

Сапожников С. The Drama Machine / Каталог выставки. Венеция: Marsilio, 2015.

Издание The Drama Machine приурочено к одноименной выставке молодого российского художника Сергея Сапожникова, посвященной самому знаменитому из памятников модернизма в Ростове-на-Дону — зданию Драматического театра имени Максима Горького. Последний в народе известен как «театр-трактор» из-за своего узнаваемого, эмблематического облика с высоким «лбом» фасада и вынесенными вперед с двух сторон галереями, напоминающими гусеницы. В этой серии Сапожников, родившийся в Ростове и к своим 32 годам ставший одной из ярких звезд российского искусства, осмысляет прошлое и настоящее памятника, не только снимая само здание, но и выстраивая граничащие с инсталляцией сложные ломанные конструкции, вдохновленные образом трактора. Свои декорации он населяет людьми, как правило знакомыми танцорами, документируя их причудливое взаимодействие.

Книга не просто каталог состоявшейся в Ростове-на-Дону выставки. По словам Марины Ситниной, вице-президента Газпромбанка, поддержавшего проект Сергея Сапожникова (и, кстати, уже давно купившего его работы в свою коллекцию), альбом должен подробно представлять его творчество. Поэтому раздел, где фотографии говорят сами за себя, предваряют три текста, посвященные как самому театру, так и работам фотографа.

Открывает книгу статья-экскурс в историю создания театра. Ее автор, архитектор Артур Токарев, разбирает не только саму постройку с идеологической и конструктивной точек зрения, но и контекст, в котором она создавалась, говоря о сложности работы авторов проекта ростовского театра — Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха, оказавшихся между молотом модернистской критики и наковальней официального поворота к помпезной классике.

Статью для The Drama Machine, посвященную источникам формирования конструктивистского театра, написал британский журналист Оуэн Хаттерли. Он рассматривает историю развития театра начала XX века от революционных идей устранения «кулисного и портального обрамления места игры» Всеволода Мейерхольда до консервативного поворота 1930-х, в котором ростовскому Драматическому театру отводится роль моста между эпохами.

Эссе о фотографии Сапожникова написала куратор его выставки, итальянка Ирене Кальдерони. (Кстати, художник особенно популярен в Италии — его работы входят в коллекции нескольких важных фондов, а сам он успел поработать с Франческо Бонами, куратором с мировой славой.) Кальдерони проводит параллели между динамичной манерой съемки Сапожникова и работой Александра Родченко. Она размышляет о роли скульптуры и инсталляции в снимках Сапожникова и общей перформативности его творчества, участниками которого становятся танцовщики. Ее истоки Кальдерони видит в идее биомеханики, разработанной Всеволодом Мейерхольдом, концентрирующей внимание на теле и жесте в ущерб психологическим нюансам. 

Просмотры: 1848
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
8
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
9
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
10
Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов
В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным.
10 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru