The Art Newspaper Russia
Поиск

От театра к трактору и обратно

Фотоэксперименты Сергея Сапожникова с конструктивистской архитектурой Ростова-на-Дону нашли отражение в каталоге его персональной выставки

Сапожников С. The Drama Machine / Каталог выставки. Венеция: Marsilio, 2015.

Сапожников С. The Drama Machine / Каталог выставки. Венеция: Marsilio, 2015.

Издание The Drama Machine приурочено к одноименной выставке молодого российского художника Сергея Сапожникова, посвященной самому знаменитому из памятников модернизма в Ростове-на-Дону — зданию Драматического театра имени Максима Горького. Последний в народе известен как «театр-трактор» из-за своего узнаваемого, эмблематического облика с высоким «лбом» фасада и вынесенными вперед с двух сторон галереями, напоминающими гусеницы. В этой серии Сапожников, родившийся в Ростове и к своим 32 годам ставший одной из ярких звезд российского искусства, осмысляет прошлое и настоящее памятника, не только снимая само здание, но и выстраивая граничащие с инсталляцией сложные ломанные конструкции, вдохновленные образом трактора. Свои декорации он населяет людьми, как правило знакомыми танцорами, документируя их причудливое взаимодействие.

Книга не просто каталог состоявшейся в Ростове-на-Дону выставки. По словам Марины Ситниной, вице-президента Газпромбанка, поддержавшего проект Сергея Сапожникова (и, кстати, уже давно купившего его работы в свою коллекцию), альбом должен подробно представлять его творчество. Поэтому раздел, где фотографии говорят сами за себя, предваряют три текста, посвященные как самому театру, так и работам фотографа.

Открывает книгу статья-экскурс в историю создания театра. Ее автор, архитектор Артур Токарев, разбирает не только саму постройку с идеологической и конструктивной точек зрения, но и контекст, в котором она создавалась, говоря о сложности работы авторов проекта ростовского театра — Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха, оказавшихся между молотом модернистской критики и наковальней официального поворота к помпезной классике.

Статью для The Drama Machine, посвященную источникам формирования конструктивистского театра, написал британский журналист Оуэн Хаттерли. Он рассматривает историю развития театра начала XX века от революционных идей устранения «кулисного и портального обрамления места игры» Всеволода Мейерхольда до консервативного поворота 1930-х, в котором ростовскому Драматическому театру отводится роль моста между эпохами.

Эссе о фотографии Сапожникова написала куратор его выставки, итальянка Ирене Кальдерони. (Кстати, художник особенно популярен в Италии — его работы входят в коллекции нескольких важных фондов, а сам он успел поработать с Франческо Бонами, куратором с мировой славой.) Кальдерони проводит параллели между динамичной манерой съемки Сапожникова и работой Александра Родченко. Она размышляет о роли скульптуры и инсталляции в снимках Сапожникова и общей перформативности его творчества, участниками которого становятся танцовщики. Ее истоки Кальдерони видит в идее биомеханики, разработанной Всеволодом Мейерхольдом, концентрирующей внимание на теле и жесте в ущерб психологическим нюансам. 

Просмотры: 2239
Популярные материалы
1
Тереза Иароччи Мавика назначена комиссаром павильона России в Венеции в 2020–2021 годах
Предыдущий комиссар Семен Михайловский досрочно покидает свой пост.
11 ноября 2019
2
В «Царицыно» покажут выставку из Музея Виктории и Альберта
Московская версия выставки «Опера: страсть, власть и политика» откроется в музее-заповеднике в мае 2021 года.
13 ноября 2019
3
Венецианские музеи и выставки биеннале закрыты из-за наводнения
Нынешнее наводнение в Венеции побило рекорд предыдущего и вновь подняло вопрос о состоятельности проекта барьеров для защиты города от затоплений.
13 ноября 2019
4
Художественное стекло советской и постсоветской эпохи показывают в Музее декоративного искусства
Музей показывает свое, одно из самых больших в стране, собрание авторского стекла.
12 ноября 2019
5
Музейщики возглавили список топ-100 влиятельнейших людей в арт-мире
Директор MoMA Гленн Лоури занял первую строчку в ежегодном рейтинге самых влиятельных людей в мире искусства по версии журнала ArtReview.
14 ноября 2019
6
Столетие Баухауса отмечают авангардом
Выставка «Гео-метрия в культуре XX–XXI веков» в Государственном центре современного искусства задумана, чтобы показать параллели и пересечения Баухауса и русского искусства, от авангарда до нонконформизма.
11 ноября 2019
7
Механический автопортрет
Мастер Константин Чайкин превратил в часы самого себя.
11 ноября 2019
8
Объявлены победители Премии Кандинского
Лауреаты стали известны на торжественной церемонии в Московском музее современного искусства.
14 ноября 2019
9
О взаимовлиянии импрессионизма и фотографии рассказывает выставка в Мадриде
В Музее Тиссен-Борнемиса говорят об обмене приемами и эффектами в двух видах искусства.
11 ноября 2019
10
Таитянская любовница Гогена — его выдумка
Туземная девушка-подросток в полинезийских работах художника, возможно, собирательный образ его возлюбленных.
12 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru