18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

70 перформансов самоиронии. Незадачливых, непродажных, тупых

№44
Материал из газеты

Выставка самой беззаботной группы авангардистов Северной столицы в Москве

Беззаботной — прежде всего потому, что художники были мало озадачены документацией своей деятельности, оттого куратору Петру Белому пришлось собирать выставку буквально по крупицам. «Товарищи тупые» то пытались создать документацию, то ее уничтожали, так что от шести лет существования группы, с 1996 по 2002 год, остались записи на VHS да фотографии, некоторые же объекты пришлось реконструировать. Московская выставка пройдет по стопам петербургской: в конце прошлого года Белый организовал первую за много лет выставку группы в своей галерее «Люда». Показ в ММОМА, где можно будет увидеть сохраненные для потомков 70 перформансов, должен окончательно вывести художников из категории «забытые имена».

«Тупые» с самого начала вдохновенно вживались в амплуа неудачников. Петербург 1990-х был ослеплен персоной Тимура Новикова, остальные же были вынуждены прозябать в тени его величества. Литератор Сергей Спирихин, искусствовед Максим Райскин, художники Владимир Козин, Игорь Панин, Вадим Флягин, Инга Нагель, Александр Ляшко и позднее присоединившийся Олег Хвостов противопоставили блеску неоакадемизма чистейший антиэстетичный идиотизм. Художники явно пестовали собственную маргинальность, выглядя эдаким коллективным Пьером Ришаром на фоне великолепных, как будто бы успешных неоакадемистов, которые, надо напомнить, сами были отъявленными маргиналами.

Впрочем, не остались без внимания петербуржцев и пафосные жесты московских акционистов. На открытии выставки Среднерусская возвышенная тупость в галерее «Борей» Вадим Флягин, который жил и работал в галерее, показал перформанс Ванька-встанька. В течение четырех часов Флягин тупо скатывался со стульев, на которых спал по ночам. По окончании перформанса на теле художника не осталось живого места. Безусловно, «тупые» далеки от прямых пародий, однако гипертрофированное внимание к телесному, присущее московскому акционизму того времени, было одной из мишеней их критиков.

Произведения, созданные «незадачливыми» художниками, часто исчезали, едва появившись на свет. Памятник Комару, ставший ответом на памятник Чижику-пыжику, водруженный в чаше Мариинской больницы на Литейном, продержался полгода. Программное создание непродажных произведений во второй половине 1990-х можно понять: зарождение арт-рынка в России имело порой не слишком приглядные черты. Впрочем, сегодня эти анархистские жесты выглядят битвой против ветряных мельниц: наш арт-рынок, увы, так и не развился достаточно, чтобы испортить чьи-то неокрепшие умы.

Карнавальный дух процветал и в акциях. В декабре 1998 года, во время выборов в Госдуму, группа провела акцию Мы сделаем вашу жизнь счастливой, растянув над Литейным проспектом транспарант с таким же лозунгом. «Тупые» агитировали прохожих.

Этот как бы «провальный» жест явно выглядел ответом на московскую акцию Анатолия Осмоловского Баррикада, наделавшую немало шума. Жизнь как веселый, но местами страшный карнавал, впрочем, в традиции богемного Петербурга. За «тупыми» закрепилась репутация наследников обэриутов, хотя, возможно, их художественные безрассудства все же ближе петербургской романтической панк-культуре.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+