The Art Newspaper Russia
Поиск

Магия и сила воображения

Manuela Gobbi and Barbara Jatta. I disegni di Bernini e della sua scuola nella Biblioteca Apostolica Vaticana. Editore Biblioteca Apostolica Vaticana. 609 с. €100. На итальянском и английском языках

Manuela Gobbi and Barbara Jatta. I disegni di Bernini e della sua scuola nella Biblioteca Apostolica Vaticana. Editore Biblioteca Apostolica Vaticana. 609 с. €100. На итальянском и английском языках

Странно, конечно, что до сих пор нет систематического каталога работ Джованни Лоренцо Бернини, одного из величайших мастеров итальянского искусства, выдающегося представителя сложного периода, не совсем верно описываемого как барокко.

Единственная попытка Маурицио и Марчелло Фаджоло Деларко обобщить корпус его работ датируется 1966 годом, после чего, впрочем, исследования творчества Бернини не прекращались, постоянно уточняясь и дополняясь. Отсутствие обобщающего каталога объясняется огромной и многообразной деятельностью Бернини, делающей систематизацию его произведений трудной и пугающей любого, кто посмотрит в сторону титанической деятельности мастера.

Первый фундаментальный шаг в этом направлении решились сделать Мануэла Гобби и Барбара Джатта в книге I disegni di Bernini e della sua scuola nella Biblioteca Apostolica Vaticana (Рисунки Бернини и его школы из Ватиканской апостольской библиотеки), где рассмотрено почти 400 рисунков Бернини и его школы, принадлежащих собраниям Святого престола.

Каталог совпадает с недавней публикацией издательства Kerber Verlag, посвященной другой значительной группе рисунков художника, — каталогом выставки Бернини. Автор барочного Рима, прошедшей год назад в Музее изобразительных искусств Лейпцига. Теперь, таким образом, описан широкий круг графических работ мастера, свидетельствующих о его гениальности, изобретательности и воображении, высоком качестве рисунка и способности находить простые решения сложных проблем. Гобби и Джатта распределяют рисунки по категориям: архитектурные, фигуративные (включая карикатуры), эскизы к религиозным композициям. Среди архитектурных рисунков (самая многочисленная группа) привлекают внимание наброски балдахина, гигантского бронзового купола над главным алтарем собора Святого Петра. В первом эскизе Бернини ищет решение сложной проблемы — завершения верхней части сооружения; во втором, проявляя театральность мышления, он преобразует балдахин в центральную точку точного и эффектного обрамления фантасмагорической кафедры. Среди прочего в книге представлены рисунки, составляющие первую стадию концептуальных разработок римского фонтана Четырех рек, и эскизы колоннады и фасада собора Святого Петра.

Это издание предназначено профессионалам и широкой публике благодаря вступительным очеркам, в частности эссе Паоло Портогези и переводам на английский.  

Просмотры: 1398
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
5
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
9
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
10
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru