The Art Newspaper Russia
Поиск

Магия и сила воображения

Manuela Gobbi and Barbara Jatta. I disegni di Bernini e della sua scuola nella Biblioteca Apostolica Vaticana. Editore Biblioteca Apostolica Vaticana. 609 с. €100. На итальянском и английском языках

Manuela Gobbi and Barbara Jatta. I disegni di Bernini e della sua scuola nella Biblioteca Apostolica Vaticana. Editore Biblioteca Apostolica Vaticana. 609 с. €100. На итальянском и английском языках

Странно, конечно, что до сих пор нет систематического каталога работ Джованни Лоренцо Бернини, одного из величайших мастеров итальянского искусства, выдающегося представителя сложного периода, не совсем верно описываемого как барокко.

Единственная попытка Маурицио и Марчелло Фаджоло Деларко обобщить корпус его работ датируется 1966 годом, после чего, впрочем, исследования творчества Бернини не прекращались, постоянно уточняясь и дополняясь. Отсутствие обобщающего каталога объясняется огромной и многообразной деятельностью Бернини, делающей систематизацию его произведений трудной и пугающей любого, кто посмотрит в сторону титанической деятельности мастера.

Первый фундаментальный шаг в этом направлении решились сделать Мануэла Гобби и Барбара Джатта в книге I disegni di Bernini e della sua scuola nella Biblioteca Apostolica Vaticana (Рисунки Бернини и его школы из Ватиканской апостольской библиотеки), где рассмотрено почти 400 рисунков Бернини и его школы, принадлежащих собраниям Святого престола.

Каталог совпадает с недавней публикацией издательства Kerber Verlag, посвященной другой значительной группе рисунков художника, — каталогом выставки Бернини. Автор барочного Рима, прошедшей год назад в Музее изобразительных искусств Лейпцига. Теперь, таким образом, описан широкий круг графических работ мастера, свидетельствующих о его гениальности, изобретательности и воображении, высоком качестве рисунка и способности находить простые решения сложных проблем. Гобби и Джатта распределяют рисунки по категориям: архитектурные, фигуративные (включая карикатуры), эскизы к религиозным композициям. Среди архитектурных рисунков (самая многочисленная группа) привлекают внимание наброски балдахина, гигантского бронзового купола над главным алтарем собора Святого Петра. В первом эскизе Бернини ищет решение сложной проблемы — завершения верхней части сооружения; во втором, проявляя театральность мышления, он преобразует балдахин в центральную точку точного и эффектного обрамления фантасмагорической кафедры. Среди прочего в книге представлены рисунки, составляющие первую стадию концептуальных разработок римского фонтана Четырех рек, и эскизы колоннады и фасада собора Святого Петра.

Это издание предназначено профессионалам и широкой публике благодаря вступительным очеркам, в частности эссе Паоло Портогези и переводам на английский.  

Просмотры: 1569
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru