Тайны старых картин
Третьяковская галерея. До 21 августа.
Выставка «Тайны старых картин » в Государственной Третьяковской галерее призвана приподнять завесу над многим из того, что в музейной практике, как правило, сокрыто от глаз неспециалиста: реставрация, кропотливая научно-исследовательская работа, связанная с атрибуцией произведений искусства, включая не только изучение документов, но и самые передовые технические средства, позволяющие порой под всем известным сюжетом обнаружить у художника другое произведение, поверх которого оно написано. Зрителю предстоит получить ответы на самые разные вопросы. Например, кто на самом деле героиня картины Василия Пукирева «Неравный брак »? Или почему Илья Репин переписал портрет своей знакомой? Всего в экспозиции 17 захватывающих сюжетов, рассказывающих как о персонажах картин, так и об истории жизни произведения уже в музейных стенах. Причем некоторые из представленных работ можно обозреть и с оборотной стороны, где художник часто оставляет надписи и даже наброски. Экспозиция охватывает широкий временной отрезок с XVIII до начала ХХ века. Так что здесь и Федор Рокотов , и Орест Кипренский , и Константин Коровин , и художники русского авангарда, с произведениями которых тоже, оказывается, не все так просто, хотя по времени они нам ближе отечественных классиков двух предыдущих столетий. Среди экспонатов есть и такие, что извлекли из музейных запасников впервые, добавив еще один акцент в интригу выставки.
Репин И.Е. Портрет П.М.Третьякова. 1901 Холст, масло. Третьяковская галерея
Художник и время. Рисунок эпохи романтизма
Третьяковская галерея. До 25 сентября.
Кипренский О.А. Калмычка Баяуста. Бумага, итальянский карандаш, пастель, белила. Третьяковская Галерея
Третьяковская галерея не впервые радует взыскательного зрителя выставкой, посвященной такому камерному жанру, как рисунок. На сей раз это рисунок эпохи романтизма, имевший богатую историю в русском искусстве. В экспозицию включены графические листы известных отечественных мастеров XIX века, в числе которых Максим Воробьев , Сильвестр Щедрин , Карл Рабус . Все они работали в разных техниках (карандаш, пастель, перовой рисунок) и разных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт). Если своими пастельными портретами в первой половине столетия прославился Алексей Венецианов , а карандашными — Орест Кипренский, то в жанре натюрморта непревзойденным мастером виртуозных по технике и изящных по стилю листов оставался Федор Толстой , особенно удивлявший своими «обманками», где на изображения цветов и фруктов сажал то муху, которую хочется смахнуть, то каплю росы, которая, кажется, вот-вот соскользнет с листа бумаги. А интересом к акварельному портрету русское искусство в XIX веке обязано братьям Александру и Карлу Брюлловым . Часть работ происходит из собрания Павла Третьякова , большого ценителя и знатока рисунка, другая попала в музей из частных коллекций, в том числе современников Третьякова — Ильи Остроухова и Ивана Цветкова . Пополняется коллекция и сегодня. Так что Третьяковке есть что представить еще не раз.
Аниматоры. Жизнь за кадром
Московский музей современного искусства. До 3 июля.
Рисунки к мультипликационным фильмам давно уже воспринимаются многими как самостоятельное искусство. Они богаты и по технике, и по стилистике, где просматривается эстетика комиксов, газетная карикатура и графика как искусство в целом. Поэтому сегодня не редкость и выставки анимационного рисунка в самых что ни на есть художественных музеях. Московский музей современного искусства своей выставкой «Аниматоры. Жизнь за кадром » решил показать творчество российских художников-мультипликаторов, чьи фильмы, такие как «Незнайка на Луне », «Белка и Стрелка », «Дикие лебеди », давно стали культовыми. Имена их замечательных создателей широкому зрителю, к сожалению, малоизвестны: это Степан Грудинин , Дмитрий Резчиков , Алина Татарская , Святослав Ушаков , Александр Храмцов , Алексей Чистов и целый ряд других. Сама экспозиция, куда вошли графика, видео, фотографии, куклы, коллажи и многое другое, что обычно остается за кадром, конечно же, мультимедийная, в случае анимации она не просто современна, но и более чем органична. А еще к выставке музей организовал детские мастер-классы по технике анимации.
Степан Грудинин. «Корабль. Любовь». Темпера, оргалит. 2007