The Art Newspaper Russia
Поиск

Игры Урса Фишера

В Музее современного искусства «Гараж» открывается первая в России выставка одного из самых востребованных сегодня в мире скульпторов

Тот, кто хоть раз видел работы швейцарца Урса Фишера, вряд ли их забудет. Они зрелищны, парадоксальны, остроумны, часто провокационны. Его инсталляция на Венецианской биеннале в 2011 году сразу стала одним из ее главных хитов, вокруг всегда толпились зрители, завороженно наблюдая за тем, как постепенно оплывающую гигантскую восковую свечу — пятиметровую копию Похищения сабинянок итальянского маньериста Джанбаттисты Болонья — созерцает натуралистично воспроизведенная восковая мужская фигура друга Фишера художника Рудольфа Стингела, на голове которого тоже горит свеча. Помимо восковых фигур (как правило, портретов друзей и автопортретов), которые художник начал делать с 2003 года, он успел еще построить альпийскую хижину из хлеба (Хлебный дом, 2004–2005), вырыть в стерильном пространстве одной известной нью-йоркской галереи гигантский кратер (You, 2007), пробить большую дыру в стене другой, открыв перспективу из одного зала со своими инсталляциями в другой, вывесить на лесках сшитые вместе половинки разных фруктов и овощей, оставляя их гнить на глазах у публики, перевести на поверхность зеркальных параллелепипедов увеличенные изображения пачки сигарет, тележки из супермаркета, скульптуры Родена и всего прочего, что попадалось под руку и на глаза.

Дальше пошла серия портретов из винтажных голливудских фотографий (Problem Painting), перенесенных на большие алюминиевые панели, где на лица наложены натуралистично изображенные самые неожиданные объекты: гриб, водопроводный кран, яйцо, тлеющая сигарета.

Все эти выходки Фишера пользуются неизменным успехом у публики, но и художественное сообщество отнюдь не обходит их своим вниманием. Достаточно сказать, что Фишеру покровительствуют такой галерист, как Ларри Гагосян, и такой коллекционер современного искусства, как Франсуа Пино, — первой персональной выставкой в его палаццо Грасси в Венеции в 2012 году стала ретроспектива Фишера. О нем пишут критики, пытаясь объяснить феномен этого художника-самоучки (в начале 1990-х он недолго учился на фотографа в родном Цюрихе), сравнивают его работы с работами его соотечественников Фишли и Вайса, австрийца Франца Веста и итальянца Маурицио Каттелана, такого же неистощимого выдумщика и enfant terrible. Другие ищут влияние Дюшана, сюрреалистов, и даже классического искусства: восковые тающие скульптуры и гниющие фрукты — чем не современный ответ на тему vanitas старых мастеров?

В одном, однако, все, кажется, все же договорились — считать Фишера скульптором. Притом что он всеяден, и в ход идет все — от воска, гипса, глины и дерева до зеркал, органических портящихся продуктов, силикона. Помимо скульптуры Фишер создает объекты, инсталляции, занимается живописью. Впрочем, а где границы скульптуры сегодня вообще? За ней остались разве что трехмерность, вовлечение в ее орбиту окружающего пространства и обыгрывание фактуры материала.

Все это есть и в работах Фишера. И, кстати, именно пространство стало отправной точкой и для нынешней выставки Урс Фишер. Маленький топор в «Гараже» (кураторы — Кейт Фаул, Снежана Кръстева и Анастасия Митюшина). Идея возникла год назад, когда скульптор приезжал в Москву на открытие нового дома музея — реконструированного Ремом Колхасом бывшего ресторана «Времена года». Предложение сделать выставку исходило от музея, а обыграть пространство здания камерными работами, за которыми стоят очень личные человеческие истории, — от Фишера. По идее автора, они должны создать противовес безличной мощи советского модернистского здания 1960-х. Было решено показать около 30 мелких скульптур (самая крупная ­— 15 см). Часть из них Фишер делал специально для московской выставки. Причем они будут контрастировать не только с музейным пространством, но и с крупноформатными работами Фишера, которые тоже приедут, — пять больших живописных работ (фотографии сада скульптора в Лос-Анджелесе, закрашенные мазками краски). Будет и восковая скульптура — Портрет Бруно и Йойо, изображающий двух друзей художника в натуральную величину, одна работа из серии со стульями, и Без названия (2015)  — унитаз с горой фруктов (привет Дюшану!). Всего 36 работ.

Параллельно на площадке перед музеем развернется еще один проект Фишера, YES, начатый в 2011 году, где волонтеры и сам художник лепят из необожженной глины все, что им захочется. Фишер настолько трепетно относится к этому проекту, что даже издал толстый каталог с работами и длинным списком  участников. В московской версии YES помимо самого художника поучаствуют и его друзья, повара Мина Стоун и Алекс Иглтон — будут готовить для волонтеров проекта. Но и это еще не все. В июле в Западной галерее «Гаража» откроется что-то вроде советской «комнаты отдыха», где можно будет посмотреть альбомы и любимые фильмы Фишера, познакомиться с другими его проектами. В общем, скучно не будет. Ведь и для самого автора всей этой истории искусство — это прежде всего игра без правил.

10.06 — 21.08
Музей современного искусства «Гараж»
Материалы по теме
Просмотры: 7912
Популярные материалы
1
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
2
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
3
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
4
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
5
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
6
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
7
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
8
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
9
Теоретик без теории
В новой книге философ Борис Гройс на примере отдельных художников рассказывает об идеологии модернистов, а также об их сегодняшних последователях и антагонистах.
31 июля 2020
10
Гран-пале приглашает прогуляться по Помпеям
Иммерсивная выставка представляет археологические сокровища и новые открытия.
30 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru