The Art Newspaper Russia
Поиск

Игры Урса Фишера

В Музее современного искусства «Гараж» открывается первая в России выставка одного из самых востребованных сегодня в мире скульпторов

Тот, кто хоть раз видел работы швейцарца Урса Фишера, вряд ли их забудет. Они зрелищны, парадоксальны, остроумны, часто провокационны. Его инсталляция на Венецианской биеннале в 2011 году сразу стала одним из ее главных хитов, вокруг всегда толпились зрители, завороженно наблюдая за тем, как постепенно оплывающую гигантскую восковую свечу — пятиметровую копию Похищения сабинянок итальянского маньериста Джанбаттисты Болонья — созерцает натуралистично воспроизведенная восковая мужская фигура друга Фишера художника Рудольфа Стингеля, на голове которого тоже горит свеча. Помимо восковых фигур (как правило, портретов друзей и автопортретов), которые художник начал делать с 2003 года, он успел еще построить альпийскую хижину из хлеба (Хлебный дом, 2004–2005), вырыть в стерильном пространстве одной известной нью-йоркской галереи гигантский кратер (You, 2007), пробить большую дыру в стене другой, открыв перспективу из одного зала со своими инсталляциями в другой, вывесить на лесках сшитые вместе половинки разных фруктов и овощей, оставляя их гнить на глазах у публики, перевести на поверхность зеркальных параллелепипедов увеличенные изображения пачки сигарет, тележки из супермаркета, скульптуры Родена и всего прочего, что попадалось под руку и на глаза.

Дальше пошла серия портретов из винтажных голливудских фотографий (Problem Painting), перенесенных на большие алюминиевые панели, где на лица наложены натуралистично изображенные самые неожиданные объекты: гриб, водопроводный кран, яйцо, тлеющая сигарета.

Все эти выходки Фишера пользуются неизменным успехом у публики, но и художественное сообщество отнюдь не обходит их своим вниманием. Достаточно сказать, что Фишеру покровительствуют такой галерист, как Ларри Гагосян, и такой коллекционер современного искусства, как Франсуа Пино, — первой персональной выставкой в его палаццо Грасси в Венеции в 2012 году стала ретроспектива Фишера. О нем пишут критики, пытаясь объяснить феномен этого художника-самоучки (в начале 1990-х он недолго учился на фотографа в родном Цюрихе), сравнивают его работы с работами его соотечественников Фишли и Вайса, австрийца Франца Веста и итальянца Маурицио Каттелана, такого же неистощимого выдумщика и enfant terrible. Другие ищут влияние Дюшана, сюрреалистов, и даже классического искусства: восковые тающие скульптуры и гниющие фрукты — чем не современный ответ на тему vanitas старых мастеров?

В одном, однако, все, кажется, все же договорились — считать Фишера скульптором. Притом что он всеяден, и в ход идет все — от воска, гипса, глины и дерева до зеркал, органических портящихся продуктов, силикона. Помимо скульптуры Фишер создает объекты, инсталляции, занимается живописью. Впрочем, а где границы скульптуры сегодня вообще? За ней остались разве что трехмерность, вовлечение в ее орбиту окружающего пространства и обыгрывание фактуры материала.

Все это есть и в работах Фишера. И, кстати, именно пространство стало отправной точкой и для нынешней выставки Урс Фишер. Маленький топор в «Гараже» (кураторы — Кейт Фаул, Снежана Кръстева и Анастасия Митюшина). Идея возникла год назад, когда скульптор приезжал в Москву на открытие нового дома музея — реконструированного Ремом Колхасом бывшего ресторана «Времена года». Предложение сделать выставку исходило от музея, а обыграть пространство здания камерными работами, за которыми стоят очень личные человеческие истории, — от Фишера. По идее автора, они должны создать противовес безличной мощи советского модернистского здания 1960-х. Было решено показать около 30 мелких скульптур (самая крупная ­— 15 см). Часть из них Фишер делал специально для московской выставки. Причем они будут контрастировать не только с музейным пространством, но и с крупноформатными работами Фишера, которые тоже приедут, — пять больших живописных работ (фотографии сада скульптора в Лос-Анджелесе, закрашенные мазками краски). Будет и восковая скульптура — Портрет Бруно и Йойо, изображающий двух друзей художника в натуральную величину, одна работа из серии со стульями, и Без названия (2015)  — унитаз с горой фруктов (привет Дюшану!). Всего 36 работ.

Параллельно на площадке перед музеем развернется еще один проект Фишера, YES, начатый в 2011 году, где волонтеры и сам художник лепят из необожженной глины все, что им захочется. Фишер настолько трепетно относится к этому проекту, что даже издал толстый каталог с работами и длинным списком  участников. В московской версии YES помимо самого художника поучаствуют и его друзья, повара Мина Стоун и Алекс Иглтон — будут готовить для волонтеров проекта. Но и это еще не все. В июле в Западной галерее «Гаража» откроется что-то вроде советской «комнаты отдыха», где можно будет посмотреть альбомы и любимые фильмы Фишера, познакомиться с другими его проектами. В общем, скучно не будет. Ведь и для самого автора всей этой истории искусство — это прежде всего игра без правил.

10.06 — 21.08
Музей современного искусства «Гараж»
Материалы по теме
Просмотры: 6584
Популярные материалы
1
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
2
Григорий Лепс: «Я не связываю иконопись и творчество»
В Государственном историческом музее проходит выставка икон из собрания Григория Лепса «Предивное художество». В интервью нашей газете музыкант рассказал о прошлом и будущем своей коллекции.
05 декабря 2018
3
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
4
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
5
Всегда обманываться рад
Эрмитаж в одной выставке показывает свою богатейшую коллекцию обманок в искусстве. Около 700 произведений — живопись, графика и скульптура, разные предметы из серебра, стекла, фарфора, дерева, камней — прикидываются тем, чем на самом деле не являются.
05 декабря 2018
6
Директор Галереи Боргезе Анна Колива восстановлена в должности после обвинений в прогулах
Министерство культуры Италии в апреле отстранило Коливу от должности из-за жалобы музейного охранника, который утверждал, что она постоянно посещала спортзал в рабочее время. Решение довести дело до суда вызвало возмущение общественности.
06 декабря 2018
7
В РОСИЗО — ГЦСИ после скандала с премиями назначен новый директор
Им стала заместитель директора департамента музеев Минкультуры РФ Софья Грачева.
05 декабря 2018
8
Жизнь Пегги Гуггенхайм в искусстве
Экстравагантность «принчипессы» бросалась в глаза, но была не единственным достоинством.
07 декабря 2018
9
РОСИЗО провел мозговой штурм
Новое руководство разберется с имущественным комплексом, избавится от затратных строек и начнет проводить выставки в исторических парках «Россия — моя история».
07 декабря 2018
10
Апгрейд для старых мастеров
Рубеж 2018–2019 годов обещает стать важной вехой в долгой и драматичной истории Государственного художественного собрания Дрездена.
07 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru