18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Война в Сирии не щадит древности: помимо изрешеченных пулями памятников, орудуют мародеры. Там, где не снаряд, там лопата

Ситуация с культурным наследием в Сирии становится все хуже, поскольку гражданская война в стране не прекращается. Об этом сообщает ЮНЕСКО, а Международный совет музеев опубликовал список объектов, положение которых внушает особую тревогу. Цель этого шага состоит еще и в том, чтобы воспрепятствовать торговле сирийскими древностями. Список был обнародован в нью-йоркском Метрополитен-музее в конце сентября. «Мы практически еженедельно получаем информацию о сильных разрушениях», — говорит Вероника Дож, возглавляющая отдел арабских стран в Центре всемирного наследия ЮНЕСКО.

Города

В сентябре ожесточенные бои разгорелись в христианском городке Маалула в 50 км к северу от Дамаска. Это одно из немногих мест на планете, где до сих пор говорят на арамейском языке, а в монастыре Святого Сергия там можно найти церковь IV века. Городок был занят повстанцами на две недели, а затем вновь перешел в руки войск Башара Асада. Пока неясно, насколько сильный урон нанесен историческим памятникам. Эта неопределенность наглядно показывает, насколько трудно следить за сохранностью древностей в Сирии. Путешествовать по стране тяжело и опасно, и поэтому специалисты не могут фиксировать ущерб, наносимый культурному наследию.

Алеппо Второй по величине город Сирии понес наибольший урон. Люди живут на этой территории более 7 тыс. лет — Алеппо считается одним из самых древних городов мира. Бои привели к серьезным разрушениям в историческом центре города. Джонатан Табб, хранитель отдела Ближнего Востока в Британском музее, говорит, что нанесен непоправимый ущерб старинному рынку. Его беспокоит и крепость, в которой находится хеттский храм. Древний минарет Великой мечети Омейядов был разрушен в апреле. Минарет 1092 года имел высоту 47 м и слегка наклонялся в сторону, но в ходе боев его равновесие было окончательно нарушено. Не ясно, кто из сторон конфликта в ответе за это.

Хомс В июле бомбардировкам подверглась мечеть Халида Ибн аль-Валида в городе Хомс, расположенном в центральной Сирии.

Крак-де-Шевалье Замок на западе Сирии был построен в XII веке в эпоху крестовых походов. В июле стены крепости, возвышающейся над местностью, были повреждены в результате авианалета.

Пальмира В одном из самых значимых древних городов Сирии часть улицы с колоннадой была уничтожена ради того, чтобы выкопать ров для военных нужд. Пострадала арабская цитадель, храм Бела и триумфальная арка.

Музеи

Музейные коллекции Сирии сохранились относительно хорошо. Все музеи здесь закрылись еще в 2012 году, а экспонаты были перенесены в надежные запасники. Юссеф Канджу, директор Национального музея в Алеппо, подтверждает, что памятники лежат в безопасных подземных хранилищах. Все большие объекты, которые остались в галереях, обеспечены надежной защитой, даже несмотря на то что стекла и витрины в здании разбиты. Музей в Дейр-эз-Зоре, который открылся в 1996 году при поддержке Германии, пострадал от разрыва снарядов в июле, но его собрание находится в безопасности. Известно только о двух кражах значимых музейных экспонатов: исчезла арамейская статуя из музея Хамы и мраморная статуя из музея Апамеи. В прошлом году из музея Ракки было украдено шесть ящиков с памятниками древности. Часть из них удалось найти в июле. Особенно сильный вред культурному наследию наносят нелегальные раскопки.

Эбла Этот памятник бронзового века сильно пострадал от мародеров. Департамент древностей в июле сообщил, что преступники использовали при поисках сокровищ тяжелую технику. Это привело к обвалу грунта, в результате чего погибло два человека.

Апамея Этот эллинистический и римский город, который славится своей колоннадой, активно подвергался раскопкам. Археолог Фрэнсес Пиннок, которая работала в регионе, называет ситуацию катастрофической. Сегодня разграбленная часть памятника занимает бóльшую площадь, чем официальная зона раскопок.

Мертвые города Ситуация в этих древних раннехристианских поселениях остается неясной, поскольку они расположены в удаленных районах.

Дура-Европос Этот город рядом с иракской границей посетили мародеры, вооруженные тяжелой техникой. Они вырыли более 300 ям. Эмма Канлифф, археолог из Дарема, называет ситуацию трагической. Чем больше времени проходит, тем сильнее разрушения. «Памятник почти сровняли с землей», — говорит она.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+