The Art Newspaper Russia
Поиск

Аполлинер «эмалированный»: поэт глазами художников

В музее Оранжери открылась выставка, посвященная Гийому Аполлинеру

Джорджо Де Кирико. Портрет Гийома Аполлинера. 1914.© Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist.RMN-Grand Palais / Adam Rzepka ©ADAGP, Paris 2016

Джорджо Де Кирико. Портрет Гийома Аполлинера. 1914.© Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist.RMN-Grand Palais / Adam Rzepka ©ADAGP, Paris 2016

Несколько месяцев назад в сообщении о смерти легендарного продюсера Beatles Джорджа Мартина была и такая фраза: «Он был одним из немногих поп-продюсеров... ставших почти такими же знаменитыми, как музыканты, которых они записывали». В искусстве только одна фигура, пожалуй, может соответствовать такой же оценке — поэт Гийом Аполлинер (1880–1918), вознесшийся на олимп модернизма вместе с Пикассо, Матиссом и Дюшаном. Даже если бы единственным его достижением было изобретение в 1917 году термина «сюрреализм», его все равно бы помнили сегодня, почти век спустя.

Этой весной в музее Оранжери в Париже открылась выставка Аполлинер. Взгляд поэта, в куда включено около 360 картин, скульптур, фотографий и печатных изданий, датируемых 1902–1918 годами — временем, когда в ускоренном ритме в искусстве возникали новые направления, один за другим выходили манифесты, а сам Аполлинер как художественный критик выступал в роли вдохновителя авангардистов, став их главным идеологом.

Большинство тех, кто ценит Аполлинера как критика, меньше знают его как поэта. Начинал он как последователь символизма, затем стал писать эротические новеллы и романы (один из них был под запретом во Франции до 1970 года), но свою неповторимую форму нашел незадолго до смерти, создав серию «визуальных стихов», назвав их Каллиграммы. Они развивают принцип случайности, разработанный Стефаном Малларме в поэме Бросок игральных костей никогда не упразднит случая (1897), и окончательно освобождают поэзию от тирании жесткой структурности. Аполлинер относился к пространству чистого листа как живописец к холсту. В сущности, свои стихи он писал как живопись, только словами. Неслучайно сборник своих каллиграмм он собирался назвать Я тоже художник.

Но его поэтические экзерсисы были слишком хрупкими, чтобы конкурировать с мощью графики, скажем, Фернана Леже. Именно по этой причине их влияние было более ощутимо в литературе, чем в искусстве. Причем интерес к Аполлинеру как поэту  в разное время то усиливался, то ослабевал. Так, к середине 1950-х, когда авангардный импульс в литературе сошел на нет, канадский художник и поэт Брайон Гайсин сокрушался, что литература на полвека отстала от живописи. Но вот на авансцену вышел концептуализм, возродивший интерес к визуальности языка, которую как раз развивал Аполлинер. В 2008 году в Еврейском музее в Нью-Йорке проходила выставка Действие/Абстракция, представлявшая абстрактный экспрессионизм с позиций двух влиятельных арт-критиков — Клемента Гринберга и Гарольда Розенберга. При всем уважении к обоим, ни один из них не сравнится по авторитетности с Аполлинером. Так, Марсель Дюшан написал картину, шутливо назвав ее «эмалированным Аполлинером» (1916–1917), а Джорджо Де Кирико двумя годами ранее изобразил поэта в виде классической статуи в солнцезащитных очках (обе работы участвуют в выставке). Трудно представить себе Роберта Раушенберга или Джексона Поллока, изображающих Розенберга или Гринберга.

Актуален ли еще Аполлинер? «Нельзя всюду носить за собой труп отца», — писал поэт в своем эссе о кубизме, но мы живем в эпоху, когда все снова пришло в движение. Трупов нет, потому что все идеи живы. Аполлинер может не беспокоиться. В его утонченности и даже недостатках — наша сила.  

06.04 — 18.07
Музей Оранжери
Просмотры: 3894
Популярные материалы
1
Выставки зимы, которые дождались нас после локдауна
Напоминаем, куда в Москве стоит отправиться всем, кто соскучился по музейным выставкам.
21 января 2021
2
Не ведитесь: фейковые новости о музеях
Самые шокирующие, глупые и смешные художественные фейкньюс последних лет.
22 января 2021
3
В Третьяковке показывают Фалька, каким он был
Выставка Роберта Фалька в Третьяковской галерее — первая и долгожданная большая ретроспектива классика отечественного искусства. Она дает возможность увидеть, как менялся художник, и по-настоящему понять его.
22 января 2021
4
Объявлен шорт-лист IX Ежегодной премии The Art Newspaper Russia
Победители выбираются в пяти номинациях: «Выставка года», «Музей года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад». Лауреаты будут названы на торжественной церемонии весной 2021 года в Москве в Гостином Дворе.
26 января 2021
5
Полиция нашла украденного «Спасителя мира» в неаполитанской квартире
Копия картины Леонардо, проданной за $450 млн, была похищена в прошлом году из музея при церкви Сан-Доменико Маджоре.
21 января 2021
6
Анна Пумпянская: «Мы пошли по пути осмысления уральского искусства внутри глобальных контекстов»
В Екатеринбурге появилась влиятельная в международном масштабе институция, которая занимается современным искусством. Как это произошло, рассказывает Анна Пумпянская, арт-директор Sinara SA, возглавляющая представительство галереи в Женеве.
21 января 2021
7
На 96-м году жизни умерла Елена Мурина
Вместе с мужем, профессором Дмитрием Владимировичем Сарабьяновым, Елена Борисовна Мурина являла пример невероятно гармоничного союза, а также человеческой отзывчивости и участия.
22 января 2021
8
Ярмарка BRAFA идет к вам!
С 27 по 31 января «гастроли» брюссельской ярмарки искусства пройдут в галереях Брюсселя, Парижа, Лондона, Амстердама, Милана, Нью-Йорка, Москвы и других городов.
25 января 2021
9
Керамика на все времена
Музей-заповедник «Царицыно» подготовил крупную выставку «Керамика. Парадоксы». Она начинается с больших имен — Пикассо, Леже, Врубель — и заканчивается работами современных керамистов, возрождающих древние техники.
25 января 2021
10
«Славянская эпопея» Альфонса Мухи наконец-то обрела дом
Монументальный цикл из 20 полотен будет экспонироваться в квартале Саварин в центре Праги, в доме по проекту Томаса Хизервика.
26 января 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru